Лента новостей
18 мая 2022 г.
Судебный процесс на дистанции
«Российская газета»: Минюст предложил разрешить допрос в судах свидетелей по видеосвязи
28 апреля 2022 г.
«Регулировать нужно не принуждая, создавая предпосылки для комфортного развития»
РАПСИ: Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян рассказала о перспективах электронного документооборота и о новациях в области цифрового права
28 апреля 2022 г.
Юристы пришли на помощь
«Российская газета»: Правовые консультации получили около 40 тысяч жителей, эвакуированных из ДНР и ЛНР
Мнения
Свой взгляд на исторические процессы
О заседании творческого литературного объединения ветеранов-адвокатов города Коврова
Интервью
Минувшие 20 лет были золотым веком российской адвокатуры
Благодаря Закону об адвокатской деятельности соблюден баланс между интересами адвокатуры и общефедеральными ценностями
Суды начали чаще наказывать граждан за оскорбления ближних
9 сентября 2014 г. 00:00
Вице-президент ФПА Генри Резник прокомментировал судебную практику по делам об оскорблениях
По мнению Генри Резника, гораздо разумней было бы защитить человека от оскорблений с помощью исключительно гражданского права. "В подавляющем большинстве правовых государств оскорбление либо исключено из уголовного законодательство и перенесено в гражданско-правовые деликты, либо последние 50 лет не применяется", - говорит он.
"В чем заинтересован потерпевший? В восстановлении по суду своей чести и достоинства, а это в правовом смысле можно свести к двум вещам, - говорит Генри Резник. - Первое: суд признает, что имело место оскорбительное поведение и виновник был неправ. Второе - взыскивается компенсация общего морального вреда". Сегодня грубияны пополняют государственный бюджет.
Конечно, пострадавшие могут подать гражданский иск и потребовать возмещения еще и морального вреда. Но поскольку штраф уже был взыскан, сумма компенсации, по мнению Генри Резника, может быть уменьшена. К тому же в рамках административного права невозможно заставить человека, скажем, извиниться. А если оскорбления прозвучали в СМИ, редакцию можно оштрафовать, но нельзя обязать опубликовать статью с признанием, что журналисты были неправы.
"В подобных вопросах нельзя избежать проблемных оценочных выражений, хотя к этому надо стремиться, - говорит Генри Резник. - Что такое оскорбление? Это унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Что такое неприличная форма? Циничная, вызывающая, противоречащая нормам поведения. Оценка раскрывается через оценку. В историческом масштабе можно видеть, как меняются нормы общения между людьми. При царе, например, оскорблением считалось обращение на "ты", оно являлось преступлением. Затем отношения между людьми упростились. Значит, должны меняться и правовые подходы".
По словам адвоката, сегодня у правоведов существуют разные мнения, что же считать оскорблением. Одни придерживаются узкого подхода: это ненормативная лексика, слова, которые в обиходе называют матерными. Не случайно их даже в решениях судов зачеркивают или переводят иносказательно.
"Другие правоведы, и я разделяю это мнение, полагают, что оскорблением надо считать не только ненормативные, но и бранные слова, а также определенные действия, телодвижения, унижающие людей. Скажем, пинок под зад это типичное оскорбление, - говорит Генри Резник. - Но дальше возникают колоссальные проблемы, так как из-за большой доли субъективности повышается риск злоупотребления правом. Легко употребить данный состав для преследования неугодных, сведения счетов. Оценочность же никуда не делась. А в гражданском праве, я считаю, гражданин будет полностью защищен".