Комплексная информационная система адвокатуры России (КИС АР)

Общая информация о КИС АР

В настоящее время российская адвокатура, являющаяся ключевым участником рынка юридических услуг в стране, приступила к построению Комплексной информационной системы адвокатуры России (далее – КИС АР), которая должна стать частью экосистемы цифровой экономики России посредством ее интеграции с информационными системами органов юстиции, судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Общая характеристика системы КИС АР:

– создается по типу ERP-систем (Enterprise Resourse Planning System);

– разрабатывается и функционирует с учетом принципов интегрированности, адаптируемости, распределенности, масштабируемости, безопасности данных и других принципов, обеспечивающих безопасность и независимость адвокатуры в информационном пространстве;

– состоит из комплекса подсистем (функциональных модулей), обеспечивающих сопровождение (цифровизацию) процессов, осуществляемых Федеральной палатой адвокатов РФ, адвокатскими палатами субъектов РФ, а также адвокатами при осуществлении ими адвокатской деятельности;

– эксплуатируется оператором (Федеральная палата адвокатов РФ) и пользователями (адвокатские палаты субъектов РФ, адвокатские образования и адвокаты), при этом отдельные подсистемы обеспечивают функционал для внешних пользователей (например, подсистема сопровождения процесса назначения адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в части, их касающейся, эксплуатируется дознавателями, следователями и судьями как участниками процесса назначения);

– предполагает использование внутренних (адвокатура) и иных (внешних) информационных ресурсов и информационных систем посредством их интеграции.

КИС АР обеспечивает работу адвокатских палат по принципу так называемого тонкого клиента (thin client), когда основная часть задач по обработке информации переносится на удаленно находящийся сервер, что позволяет кардинально минимизировать затраты адвокатских палат с помощью реализации комплекса организационных мер и технических решений. 

При этом каждая адвокатская палата субъекта РФ работает исключительно в своем информационном пространстве, внутри которого, также с ограничением доступа, расположены личные кабинеты адвокатов и адвокатских образований, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ.

Взаимодействие КИС АР с внешними информационными системами посредством интеграции через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и межведомственного электронного документооборота (МЭДО) позволит обеспечить адвокатуре возможность перейти на безбумажный (электронный) документооборот с государственными информационными системами (Минюст России, ФСИН России, ГАС «Правосудие», ФНС России и др.) при сохранении информационной независимости адвокатуры.

cisar.png

Защита данных и обеспечение работоспособности системы

КИС АР размещена на технологической платформе «SberClaud», представляющей собой совокупность виртуальных ресурсов (серверы, диски, сети), на базе которых создана ИТ-инфраструктура, обеспечивающая комплексную безопасность данных посредством выполнения следующих условий:

– оборудование в России в ЦОД стандарта Tier III;

– изолированная инфраструктура, в том числе контроль доступа и видеонаблюдение;

– двухфакторная аутентификация и контроль действий администраторов;

– средства защиты от лидеров отрасли (антивирусная защита, базовая защита от DDoS-атак, регулярное тестирование на проникновение);

– резервное копирование и восстановление данных любых объемов;

– регулярные аудиты информационной безопасности на соответствие международному стандарту ISO/IEC 27001;

– лицензии ФСБ России и ФСТЭК России о соответствии требованиям по технической защите конфиденциальной информации;

– аттестация на соответствие требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

В целях максимально допустимой информационной безопасности КИС АР размещена в инфраструктуре облачной платформы «SberClaud», предназначенной для размещения государственных информационных систем при обеспечении первого класса защищенности (Аттестат соответствия № 59/20-ВИ от 30 июня 2020 г.) и информационных систем персональных данных при обеспечении первого уровня защищенности персональных данных (Аттестат соответствия № 44/19-ВИ от 24 октября 2019 г.).

Задачи и перспективы решения

С учетом требований Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ) в качестве первоочередной к разработке в составе КИС АР была определена подсистема автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению (подсистема АРПН КИС АР), предназначенная для обеспечения доступа адвокатов к участию в оказании юридической помощи в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда независимо от избранной ими формы адвокатского образования и принадлежности к конкретному адвокатскому образованию при условии исключения влияния любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.

Функционал подсистемы АРПН КИС АР основан на положениях действующего законодательства в данной сфере, включая «Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве» и принятые в его исполнение региональные правила адвокатских палат субъектов РФ, а также иные локальные акты, регулирующие деятельность адвоката при оказании юридической помощи в уголовном судопроизводстве, исполнение которых является обязательным для адвокатов и адвокатских палат субъектов РФ (Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, утв. VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г.; решение Совета ФПА РФ «О двойной защите» от 27 сентября 2013 г. (в ред. от 28 ноября 2019 г.); Рекомендации Совета ФПА РФ об обеспечении непрерывности защиты по назначению от 28 ноября 2019 г. и др.).

Подсистема АРПН КИС АР учитывает региональные особенности организации участия адвокатов в судопроизводстве по назначению и предполагает удобство использования программы адвокатами и адвокатскими палатами, с одной стороны, а также дознавателями, следователями, судьями (уполномоченными органами) – с другой.

25 марта 2021 г. состоялось межведомственное совещание, совместно организованное Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, в котором приняли участие представители МВД России, ФСБ России, СК России, Судебного департамента при Верховном Суде РФ и иных заинтересованных уполномоченных органов, посвященное началу введения в эксплуатацию подсистемы АРПН.

На совещании была представлена презентация подсистемы и обсуждались отдельные вопросы особенностей ее эксплуатации с учетом специфики деятельности отдельных правоохранительных органов и судов. Участники совещания определили общий порядок взаимодействия Федеральной палаты адвокатов РФ и ведомств при осуществлении поэтапного внедрения подсистемы АРПН в Российской Федерации. По результатам пилотной эксплуатации подсистемы она будет планово внедряться в регионах с учетом организационной готовности адвокатских палат и уполномоченных органов.

В течение 2021–2022 гг. в составе подсистемы АРПН КИС АР будет разработан финансовый блок, позволяющий не только обеспечивать электронный обмен документами между адвокатами и уполномоченными органами, но и осуществлять полноценный контроль и статистический учет всех проходящих платежей по работе адвокатов по назначению и определения объема образовывающихся задолженностей уполномоченных органов в сфере оплаты вознаграждения защитников по назначению.

Параллельно будет разработано техническое задание для подсистемы обеспечения проведения квалификационного экзамена (подсистема ОПКЭ КИС АР), функционал которой позволит централизованно осуществлять не только письменную часть квалификационного экзамена, но и информатизировать часть процессов, связанных с допуском претендентов на присвоение статуса адвоката к квалификационному экзамену, а также обеспечит информационное сопровождение процедуры сдачи второго этапа экзамена – устной его части.

С учетом требований законодательства запуск этой подсистемы запланирован на 2022 г.