Лента новостей

29 сентября 2020 г.
Pro bono: мифы и страхи в России
«Сфера»: Об опыте юристов, практикующих pro bono
28 сентября 2020 г.
Полиция заплатит
«Российская газета»: Суд взыскал с МВД компенсацию за незаконный обыск у адвоката
24 сентября 2020 г.
Защита без помех
«Российская газета»: Кассационный суд запретил требовать от адвоката лишние документы

Мнения

Анна Здановская
25 сентября 2020 г.
Псковские адвокаты активно работают с молодежью
Адвокатская палата региона реализует ряд проектов по правовому просвещению молодежи и студентов

Интервью

Отказаться от ограничения права на кассацию
28 июля 2020 г.
Тамара Морщакова
Отказаться от ограничения права на кассацию
Заместитель председателя КС РФ в отставке Тамара Морщакова высказала мнение по поводу предложения ограничить право на кассационное обжалование приговоров сроком в два месяца

«Россия может раздать каждому взрослому по 120 000 рублей»

7 мая 2020 г. 11:07

«Московский комсомолец»: По пути прямой раздачи денег населению уже пошли некоторые другие страны


17 апреля во время онлайн пресс-конференции председатель Банка России Эльвира Набиуллина признала, что 63% домохозяйств в стране не имеют сбережений. Однако одновременно с этим она заметила, что меры «количественного смягчения» и тем более активные прямые вливания в экономику из средств Центробанка (так называемые вертолетные деньги) не актуальны для России. Вице-президент ФПА РФ, доктор юридических наук, профессор Владислав Гриб и кандидат экономических наук Юрий Соловей готовы поспорить. Эксперты убеждены, что Российская Федерация может без особого ущерба для экономических процессов в стране раздать каждому взрослому гражданину 120 тысяч рублей и 60 тысяч рублей на каждого ребенка. Расчеты и другие обоснования авторы привели в статье «Московского комсомольца».

«Если представить, что мы как Центральный банк напечатаем деньги и раздадим их по нулевой ставке. К чему это приведет? Я напомню 1990-е годы. Это приведет к “взрыву” инфляции, и людям, которые получат эти денежные знаки, будет на них тяжело что-то купить», – сказала глава Центробанка уже на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров ЦБ 24 апреля.

Однако уже 30 апреля в интервью RTVI пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков допустил, что россияне могут получить единоразовую материальную помощь в период пандемии коронавируса. При этом он заявил, что все меры социальной поддержки, которые в настоящее время принимаются правительством, в первую очередь направлены на продолжение экономической жизни в стране.

По пути прямой раздачи денег населению уже пошли некоторые другие страны. Так, в марте 2020 г. в США в рамках мероприятий по стимулированию экономики во время пандемии COVID-19 были предусмотрены прямые выплаты гражданам, чей скорректированный валовый доход не превышает 75 000 долларов в год, в размере 1200 долларов на взрослого и 500 долларов – на каждого ребенка. Греция: разовое пособие в размере 800 евро каждому. Германия: учтенным гражданам – 5 тысяч евро. Гонконг: каждому гражданину по 1300 долларов США. Япония: всем гражданам Японии по 100 тысяч йен ($926 долларов США). Сингапур: каждый гражданин старше 21 года получит 425 долларов США.

Распределение денег среди физических лиц как конечных потребителей возможно как в виде прямых безвозмездных выплат, так и в виде снижения налогов. В любом случае целью является повышение потребительского спроса и стимулирование экономической активности.

На наш взгляд, государство должно выбрать в качестве такой меры именно прямую раздачу денег всем взрослым гражданам страны одинаковой суммы или единовременно, или ежемесячно и половину этой суммы на детей младше 18 лет. И вот почему.

Для объяснения нашей позиции точность расчетов не требуется, поэтому все цифры даются округленными для более простого восприятия.

Очевидно, что прямая раздача денег – это самый быстрый способ вовлечения их в оборот.

ВВП России в 2019 г. составил 110 трлн рублей. Денежная масса – агрегат М2 (наличные деньги, вклады и остатки по счетам физических и юридических лиц) на конец 2019 г., по данным Банка России, был на уровне 51,6 трлн рублей. Сама примитивная формула для расчета скорости обращения денежных средств в экономике предполагает определение соотношения ВВП к М2, что по итогам 2019 г. дает коэффициент 2,13.

Согласно публикуемому Банком России еженедельно «Мониторингу отраслевых финансовых потоков» «отклонение объема входящих платежей от “нормального” уровня в апреле составило порядка 20%. Это приблизительно означает уменьшение скорости обращения денег на те же 20%: с 2,13 до 1,7 раза.

Очевидно, что реальное общее замедление скорости обращения денег гораздо выше – каждому читателю достаточно оценить динамику личных расходов в последние два месяца. Но даже если исходить из официальных цифр, при заявленном текущем уровне инфляции 2,5% падение оборачиваемости денежных средств до 1,7 раза может означать снижение инфляции до 2% или еще ниже.

При нулевом росте в 2020 г. для достижения таргетированной цели Банка России по инфляции, которая заявлена в 4%, ВВП в рублях нужен в размере 114,5 трлн рублей (уровень 2019 г. + 4%). Значит, для поддержания необходимого уровня инфляции денежная масса в обращении должна составить 114,5/1,7= 67,3 трлн рублей. С учетом уровня денежной массы на М2 на 1 апреля, по данным Банка России, в размере 52,3 трлн рублей разница составляет 15 трлн рублей. То есть фактически речь идет о необходимости вливания в оборот дополнительных 15 трлн рублей только для поддержания экономических процессов в рамках нулевого роста.

В условиях пандемии основной задачей является скорейшее оживление экономики.

Однако любая раздача денег какому-то ограниченному количеству предприятий по любой сложной схеме означает фактическую задержку с поступлением денег в оборот по причине совокупности сразу нескольких необходимостей: определение отраслей, проверка заявителей их на соответствие критериям, администрирование раздачи денег, ввод денег в оборот и т.д. и т.п.

Напротив, формой скорейшего впрыска денег в оборот является раздача денежных средств населению напрямую.

Учитывая, что население Российской Федерации на 1 января 2020 г. декларировалось на уровне 147 млн человек, вливание необходимых 15 трлн рублей в экономику через их прямую раздачу населению в пересчете на каждого гражданина дает сумму 100 000 рублей. Это означает, что Российская Федерация может без особого ущерба для экономических процессов в стране раздать каждому взрослому гражданину 120 тысяч рублей и 60 тысяч рублей на каждого ребенка.

Скорость обращения денежной массы нескоро выйдет на прежний уровень из-за вполне объективных причин, как то: сокращение производства, импорта, экспорта, экономической активности, роста безработицы, неизбежного изменения поведения предприятий и домохозяйств в расходовании средств и т.п. Поэтому с учетом прямой нехватки денег в экономике необходимые ей 15 трлн рублей могут быть просто… эмитированы!

Поскольку речь идет об использовании формы исключительно электронных денег их вливание через эмиссию не требует физического увеличения наличных денег, просто производятся необходимые записи по остаткам на счетах граждан.

По мере восстановления экономической активности (в том числе при увеличении скорости обращения денег) «лишние» денежные средства будут выводиться с использованием любых механизмов: или финансовых (например, продажа облигаций Минфина), или административных (налоги, штрафы), или через сокращение государственных и местных расходов.

Для сравнения можно отметить, что, по данным Минфина, объем Фонда национального благосостояния на 1 апреля 2020 г. составил похожую сумму – 12,8 трлн рублей. Однако в предлагаемой нами концепции никакого расходования средств ФНБ вообще не происходит.

Прежде чем спорить о невозможности использования такого сценария, следует обратить внимание на данные Банка России о постоянном росте денежного агрегата М2 в России: на 1 января 2011 г. – 20 трлн рублей, 1 января 2012 г. – 24 трлн рублей, 1 января 2013 г. – 27 трлн рублей, 1 января 2014 г. – 31 трлн рублей, 1 января 2015 г. – 31,6 трлн рублей, 1 января 2016 г. – 35 трлн рублей, 1 января 2017 г. – 38,5 трлн рублей, 1 января 2018 г. – 42,5 трлн рублей, 1 января 2019 г. – 47 трлн рублей, 1 января 2020 г. – 51,6 трлн рублей.

То есть с 2011 г. увеличение денег в обороте РФ происходит регулярно вне зависимости от экономических кризисов на уровне плюс 3,5 трлн рублей в год.

В теперешней ситуации использование механизма контролируемой эмиссии является наиболее простым способом оживления экономической активности в России.

Источник – «Московский комсомолец».

Поделиться