Лента новостей
Движение в сторону профессионализации судебного представительства
«Вертикальная» Фемида – не для защиты прав граждан
Суды предпочитают принимать решения без протокола
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
Грани профессионального мастерства
Переписка под защитой
Министерство юстиции разрабатывает поправки в Закон об адвокатуре, запрещающие цензуру переписки адвокатов с подзащитными
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков отметил важность соответствия законопроекта рекомендациям Комитета ООН против пыток в части обеспечения задержанным быстрого доступа к адвокату.
Вопрос о том, вправе ли адвокаты во время встреч с подзащитными, находящимися под стражей, обмениваться с ними документами или записками, на практике является одним из наиболее спорных. В настоящее время адвокат может передать информацию, полученную от доверителя устно, а вынести из СИЗО записку, написанную арестованным, ему не разрешит администрация.
Конфиденциальность общения защитника с доверителем и адвокатская тайна охраняются Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Администрация СИЗО не вправе подслушивать разговоры, которые ведут адвокаты с подзащитными. В то же время допускается ведение записи на видеокамеру без звука в целях исключения передачи сторонами друг другу запрещенных законом предметов.
Для разрешения данной коллизии Федеральная палата адвокатов разработала и направила в Минюст России законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон о содержании под стражей. Согласно предлагаемым изменениям в целях получения квалифицированной юридической помощи арестованному и его защитнику предоставляется право в ходе свидания обмениваться записями и документами. Кроме того, устанавливается, что письма, поступающие на имя подозреваемого или обвиняемого от защитника, должны передаваться администрацией СИЗО без вскрытия конверта.
Как сообщил исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, законопроект стал результатом активного обсуждения в адвокатском сообществе дисциплинарной практики о допустимости обмена документами с находящимся под арестом доверителем. «Дискуссия получилась настолько конструктивной, что в подготовке текста приняли участие противостоящие друг другу в дебатах стороны, понимая важность формирования нормативного правила, позитивно влияющего на адвокатскую профессию, и реализации конституционных положений об оказании квалифицированной юридической помощи», – рассказал он.
Минюст в разрабатываемом проекте поправок пошел по другому пути и ограничился установлением общего запрета на цензуру переписки между подозреваемым или обвиняемым и адвокатом. Не подпадают под действие запрета ситуации, когда у правоохранительных органов есть основания подозревать, что в переписке обсуждаются заведомо противозаконные действия, например, давление на свидетелей, подкуп судьи и т.п.
Андрей Сучков назвал крайне важным акцент Минюста на то, что законопроект идет в русле рекомендаций Комитета ООН против пыток в части обеспечения задержанным быстрого доступа к адвокату.
По мнению главы Ассоциации безопасности бизнеса Александра Хуруджи, предложенные Минюстом правки будут способствовать некоторому облегчению в получении юридической помощи лицу, содержащемуся под стражей. «Новелла лежит в русле общей политики государства на декриминализацию правонарушений и поможет сделать первичную юридическую помощь задержанным лицам более оперативной и доступной», – считает он.