Лента новостей
Мирись, мирись, не разводись
Минюст готовит реформу, объединяющую юристов на базе адвокатуры
Адвокатура обостряет вопрос об ответах на запросы
Мнения
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Адвокатам урезают право на тайну
Профессиональное сообщество резко раскритиковало инициативу
Федеральная палата адвокатов резко раскритиковала предложение ограничить адвокатскую тайну, сообщает газета «Известия». По мнению авторов инициативы, она не должна распространяться на случаи, когда при подготовке сделок с недвижимостью, ценными бумагами или купли-продаже предприятий обнаруживаются признаки легализации преступных доходов или намерение финансировать террористов. В такой ситуации адвокат обязан уведомить Росфинмониторинг, причем нарушением адвокатской тайны передача такой информации считаться не будет. Соответствующий законопроект Минюст России направил на отзыв в ФПА РФ.
Так, если у адвоката появятся «любые основания полагать», что сделки его клиентов проводятся для легализации преступных доходов либо их целью является финансирование террористов, информация об этом должна быть предоставлена в Росфинмониторинг. В этом случае она не будет считаться нарушением адвокатской тайны. Речь идет исключительно о случаях, когда адвокат от имени клиента готовит сделки с недвижимостью, ценными бумагами, куплей-продажей организаций и управлением ими. Для этого разрабатываются поправки в Федеральные законы «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Обязанность докладывать о подозрительных сделках введена для адвокатов порядка 10 лет назад, причем делать это они должны без уведомления клиента. Однако сейчас в Законе об адвокатуре нет исключений, позволяющих раскрывать тайны клиентов госорганам.
В результате адвокаты оказываются в сложной ситуации, так как требования расходятся с их профессиональной этикой, а Федеральный закон «О противодействии легализации...» противоречит Закону об адвокатуре, отмечают эксперты. Сейчас в законе сохраняется «традиционная модель», когда общение адвоката и клиента считается конфиденциальным. Требования об уведомлении Росфинмониторинга не распространяются на случаи, когда данные затрагивают адвокатскую тайну, подчеркивают собеседники издания.
В ФПА сообщили, что не поддерживают инициативу, поскольку она ограничивает право доверителей на конфиденциальность отношений с адвокатом. Любое ограничение конституционных прав граждан должно быть продиктовано конституционно значимыми целями (ч. 3, ст. 55 Конституции РФ), однако в пояснительной записке по этому поводу ничего не сказано, отметили в ФПА.
«На самом деле проект мало что решает. Ни разу не видел, чтобы у коллег проходили сделки, которые подпадают под этот закон. Если сделки, связанные с финансированием экстремизма и терроризма, проходят – это точно не через адвокатов, а через нерегулируемый юридический сектор», – заявил исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков.
Все опрошенные изданием юристы сходятся во мнении, что новеллы могут негативно сказаться на работе адвокатов. «Адвокат невольно оказывается “между молотом и наковальней”, когда он обязан качественно и квалифицированно оказать юридическую помощь, вникнуть в детали, а потом передать сведения в Росфинмониторинг фактически “за спиной” доверителя. Насколько при таких обстоятельствах клиент будет доверять адвокату и насколько возможным станет оказание качественной юридической помощи – вопрос открытый», – выразила мнение адвокат.
Подробнее: https://iz.ru/674459/tatiana-berseneva/advokatam-urezaiut-pravo-na-tainu