Лента новостей

26 апреля 2024 г.
«Защищать – это тяжелая задача»
СМИ: Работу над фильмом о Ф.Н. Плевако завершат к 160-летию адвокатуры
25 апреля 2024 г.
Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда
СМИ: Бумажная повестка остается самым распространенным способом судебного уведомления
24 апреля 2024 г.
Казнить нельзя отменить
СМИ: Научное сообщество высказалось против смертной казни

Мнения

Алексей Тенишев
27 апреля 2024 г.
Вечер адвокатского таланта
О проекте Совета молодых адвокатов Санкт-Петербурга «Виртуозы закона»

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

В Минюсте размышляют над «адвокатской монополией»

25 марта 2024 г. 11:43

СМИ: Профессиональное сообщество возмутилось фейком о мошенниках в своих рядах


В Воронеже расследуют уголовное дело в отношении десятка лжеюристов, похитивших у клиентов более 20 млн руб. На этом примере в адвокатуре напоминают, что борьба с сомнительными консультантами или мошенниками требует профессионализации судебного представительства. Как подчеркнул вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин, допуск к оказанию юридической помощи должен регулироваться по правилам, уже установленным для адвокатуры, т.е. с экзаменом для поступления в профессию, повышением профессионального уровня, дисциплинарными производствами, а также контролем со стороны органов юстиции. Ранее Минюст России поддержал «адвокатскую монополию», изменения закона планировались уже в этом году. Однако в ведомстве сообщили журналистам, что по ряду причин их подготовка продолжается.

Под медийную атаку попала воронежская адвокатура: якобы 10 адвокатов проходят по одному уголовному делу в 660 томов и с количеством пострадавших в более чем 450 человек. Несколько лет мошенники, изображавшие юристов или сотрудников юрфирм, обманывали клиентов, в итоге похитив у них свыше 20 млн руб.

Федеральная палата адвокатов РФ уже добилась опровержения распространившегося фейка от тех информресурсов, которые использовали фразы типа «адвокатский спрут». Как указывают в ФПА, «достоверно известно, что в этих уголовных делах в качестве обвиняемого не участвует ни один адвокат». Советник ФПА РФ Сергей Бородин напомнил, что в реальности нынешние подсудимые – это никакие не адвокаты, а некие коммивояжеры, которые занимаются продажей услуг, похожих на юридические. «Настойчиво напоминаю, что адвокаты – воины права, с особым публично-правовым статусом, выполняющие культурно-державную функцию, а не дельцы от юриспруденции или менеджеры правосудия. Добросовестность и независимость адвоката – две стороны одной медали», – заявил Сергей Бородин.

Понятно, что подобного рода истории бросают определенную тень на российскую адвокатуру, а происходит это в том числе и потому, что до сих пока не реализована Концепция адвокатского судебного представительства, хотя с такой инициативой ранее выступил сам Минюст России.

Воронежский адвокат Александр Тюлькин подтвердил, что параллельно адвокатам со статусом работают люди, зачастую с абсолютно не подтвержденной профессиональной подготовкой. Он видит необходимость «предъявлять требования к частнопрактикующим юристам по подобию требований к адвокатам, т.е. более строгие». Однако на то отсутствует политическая воля законодателя, что обусловлено и слабой реакцией правоприменителя: «Для повышения качества юридической помощи населению такая реакция должна быть не только от ФПА, но и от судов, прокуратуры, правоохранительных органов и пр.».

Напомним, что законодательство не содержит сейчас каких-либо требований к судебным представителям – за исключением уголовного судопроизводства. В результате мошенничество на рынке юридических услуг переходит все границы, а граждане вместо решения их проблем получают новые, да еще и теряют деньги. В адвокатуре не первый год настаивают на введении «адвокатской монополии», чтобы в интересах доверителей могли выступать только профессиональные защитники, чтобы без адвокатского удостоверения не допускали не только к уголовным, но и к административным и гражданским процессам.

Ранее Минюст обещал презентовать Концепцию судебного представительства на Петербургском международном юридическом форуме в июне 2024 г. Однако из ответа на запрос журналистов стало понятно, что пока это могут быть лишь предварительные наработки. В документе ведомства говорится, что институт адвокатуры имеет «нормативно определенные стандарты осуществления деятельности по оказанию правовых услуг, правила входа и выхода из профессии, а также механизмы контроля, которые в своей взаимосвязи образуют гарантии качества предоставляемой адвокатами юрпомощи». В Минюсте напомнили, что на предыдущем ПМЮФ в Санкт-Петербурге отмечалось: юридический рынок сохраняет фрагментацию с точки зрения правового регулирования деятельности его участников. «Отсутствие единых правил допуска к юридической профессии и практике, механизмов ответственности для юристов, оказывающих некачественные услуги, снижает уровень конституционных гарантий на получение квалифицированной юрпомощи, создает благоприятную среду для мошенничества в указанной сфере», – говорится в ответе для СМИ. И отмечается, что Минюстом в настоящее время проводится работа, направленная на создание новых механизмов правового регулирования – как в сфере адвокатуры, так и в целом в сфере предоставления юридических услуг, которые будут отвечать современным потребностям, условиям жизни общества и государства. «После выработки согласованных с профессиональным сообществом решений Минюстом России будет подготовлен и представлен для общественного обсуждения соответствующий проект федерального закона», – пояснили в ведомстве, но пока затруднились ответить, когда примерно все это может появиться.

Источник – «Независимая газета».

Поделиться