Лента новостей

25 апреля 2024 г.
Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда
СМИ: Бумажная повестка остается самым распространенным способом судебного уведомления
24 апреля 2024 г.
Казнить нельзя отменить
СМИ: Научное сообщество высказалось против смертной казни
24 апреля 2024 г.
Общественная опасность преступлений – дело субъективное
СМИ: Конституционный Суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

Мнения

Роман Ахметов
25 апреля 2024 г.
Цифровой образ адвоката
Об участии в Конкурсе адвокатских сайтов – 2023 в качестве члена жюри

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

Импортозамещение права

29 ноября 2015 г. 22:29

Президент ФПА Юрий Пилипенко дал развернутое интервью еженедельнику "Эксперт"


Адвокаты готовятся к переделу российского рынка юриспруденции. «Национализация» гражданского права, уход иностранных компаний и реформирование законодательства повысят конкурентоспособность отечественных юристов.
Наглядное свидетельство недоверия россиян к отечественной Фемиде — стремление более состоятельных соотечественников убежать в иностранную юрисдикцию или, что также говорит о многом, прибегнуть к услугам иностранных адвокатов. Впрочем, на фоне кризиса в отношениях с Западом экспортный вариант правосудия становится моветоном. А российские юристы заговорили о процессе импортозамещения в своей отрасли. Об актуальных проблемах современной российской адвокатуры мы поговорили с Юрием Пилипенко, главой Федеральной палаты адвокатов. Это негосударственная некоммерческая организация, созданная на основе федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и объединяющая региональные адвокатские палаты. В ее функции входят представительство и защита интересов 75-тысячного корпуса отечественных адвокатов.
— Юрий Сергеевич, как бы вы оценили отечественный рынок адвокатских услуг с точки зрения бизнеса? Каков его объем?
— Как по доходам, так и по характеру деятельности у нас в России картина очень пестрая. Есть цифры, которые можно назвать более или менее точно, — это средства, которые выделяет государство на оказание субсидируемой юридической помощи гражданам. В уголовном процессе в подавляющем числе случаев у обвиняемого должен быть адвокат. Если у человека нет денег на то, чтобы самостоятельно пригласить адвоката, государство обеспечивает его помощью защитника по назначению органов предварительного расследования или суда. Его участие в процессе оплачивается из федерального бюджета по фиксированной ставке — 550 рублей в день. (Для сравнения: в среднем по Европе адвокат, оказывающий субсидируемую помощь, получает от государства около 100 евро в час.)
Общую сумму, выделяемую российским адвокатам, участвующим в уголовном судопроизводстве по назначению, точно определить мы не можем: нет отдельной строки в бюджете. Деньги сначала распределяются по разным ведомствам (Следственный комитет, Судебный департамент, Генеральная прокуратура, МВД), которые в свою очередь перечисляют их адвокатам. В 2014 году общая сумма, по нашим оценкам, составила порядка трех миллиардов рублей — на 75 тысяч адвокатов страны и примерно миллион уголовных дел в суде совсем немного. Тем более что мы сталкиваемся с хронической нарастающей задолженностью. Провинциальные адвокаты живут очень небогато. И таких большинство.
— Но есть и другая сфера адвокатской деятельности — частная практика, которая должна приносить значительно больший доход.
— Основную часть совокупного дохода юридического рынка приносят корпоративные сделки, обслуживание бизнеса, налоговые споры, дела по банкротству. По имущественным спорам возможны так называемые гонорары успеха, которые могут быть весьма внушительными. Судя по всему, в денежном выражении это бóльшая часть рынка (хотя ее объем тоже точно не известен), но касается она лишь небольшой части и общества, и адвокатуры. Предполагаю, что менее десяти процентов населения и адвокатов связаны с крупными юридическими проблемами и, соответственно, с крупными суммами гонораров.
Точную цифру назвать невозможно: у нас не упорядочен рынок юридических услуг, там настоящая вакханалия. Неизвестно даже количество лиц, которые оказывают юридические услуги или могут это делать.
— Есть приблизительные оценки отечественного рынка платных юридических услуг — 3,5 миллиарда долларов. На ваш взгляд, это правдоподобная цифра?
— Не могу ничего утверждать или опровергать. Когда неизвестно даже приблизительное количество участников рынка, невозможно определить его объем. В любом случае он на пару порядков ниже американского. В США примерно миллион адвокатов, объем рынка в 2014 году составил 257 миллиардов долларов, к 2018 году эксперты прогнозируют рост до 288 миллиардов. Средний доход одного американского адвоката за 2014 год — 132 тысячи долларов. Более 110 тысяч адвокатов входят в число самых богатых людей США, которое соответствует одному проценту от общего количества населения.
Немецкий рынок — 27 миллиардов долларов, при численности адвокатов 162 тысячи. Средний доход за год — 70 тысяч евро до налогообложения. Во Франции объем рынка — 29 миллиардов долларов, количество адвокатов — 60 тысяч. Рынок Великобритании оценивается примерно в 50 миллиардов долларов. Стоит отметить, что более половины всех крупнейших юридических фирм мира базируется в Соединенном Королевстве. Но при этом за последний год не менее 500 мелких адвокатских контор ушли с рынка. Таковы суровые будни наших зарубежных коллег.
Англосаксонский сектор рынка юридических услуг составляет примерно 70 процентов от мирового. Самые крупные и успешные российские адвокаты, простите за такое сравнение, просто «мальчишки» рядом с англо-американскими коллегами.
— Как в связи с кризисными явлениями в экономике изменился российский рынок по объему и по характеру рассматриваемых дел?
— Сейчас в сфере правовой помощи бизнесу достаточно заказов, юристам есть чем заняться. Увеличилось число банкротств, взысканий долгов в судебном порядке, дел о реализации прав на залоги. Падение рынка юридических услуг еще впереди, так как снижение спроса на правовое сопровождение следует за спадом экономики с лагом во времени, ведь судебные процессы могут длиться по нескольку лет.
Но в совсем иной ситуации адвокатура тех регионов, где экономика и до кризиса была в упадке. Там количество проблем, которые должны решать адвокаты, и обращений к ним уже заметно уменьшилось — их доходы заметно снизились.

Поделиться