Лента новостей

15 мая 2024 г.
Началась подготовка к осенней конференции, посвященной рискам адвокатов и консультантов
В ФПА подвели итоги VIII конференции «Юридический бизнес России 2024»
15 мая 2024 г.
Как минимизировать риски налогоплательщика
Адвокатам рассказали о налоговых последствиях заключения договоров в практике договорной работы
15 мая 2024 г.
Проблемы квалификации
Адвокатам рассказали о дискуссионных вопросах квалификации форм и видов соучастия

Мнения

Михаил Толчеев
15 мая 2024 г.
«Заморозки» остаются в прошлом
В развитии Комплексной информационной системы адвокатуры России начался новый этап

Интервью

«Жизнь продолжается, несмотря ни на что: люди женятся, делят имущество»
13 мая 2024 г.
Михаил Толчеев
«Жизнь продолжается, несмотря ни на что: люди женятся, делят имущество»
Первый вице-президент ФПА о том, как живут и работают адвокаты в новых регионах

В целях определения срока ограничения судебного представительства использованы положения КПЭА

25 июля 2023 г. 09:57

Президент ограничил срок запрета на судебное представительство осужденным адвокатам


Как сообщает «АГ», 24 июля Президент РФ подписал Закон о внесении изменений в ст. 17 Закона об адвокатуре (законопроект № 357253-8), который направлен на ограничение во времени действия запрета на представительство в суде лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора о признании его виновным в умышленном преступлении. Подписан закон, согласно которому ограничение на представительство будет равно сроку судимости за совершение умышленного преступления, но не менее пяти лет с момента принятия решения о прекращении статуса адвоката. Ранее вице-президент ФПА Олег Баулин указывал: предложенные изменения соответствуют неоднократно высказанной позиции Федеральной палаты адвокатов о том, что неблагоприятные последствия совершения преступления, включая запрет на представительство, не могут быть бессрочными.

Поправки были подготовлены во исполнение Постановления Конституционного Суда № 49-П/2022 от 10 ноября. С жалобой в КС обратился юрист Сергей Шалавин, которому Раздольненский районный суд Республики Крым вернул исковое заявление, поданное в качестве представителя К., посчитав, что он не вправе осуществлять судебное представительство, поскольку 11 августа 2005 г. в связи со вступлением в законную силу приговора о признании его виновным в умышленном преступлении был прекращен его статус адвоката, а потому в силу абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре он не вправе быть представителем в суде, за исключением участия в процессе в качестве законного представителя. Так как этот абзац вступил в силу только 1 марта 2021 г., Сергей Шалавин посчитал, что это законоположение не соответствует Конституции в той мере, в какой позволяет суду не допускать в процесс в качестве представителя лицо, чей статус адвоката прекращен до даты вступления его в силу.

Читайте также:
Ни одно неблагоприятное последствие совершения преступления не может быть бессрочным
КС дал возможность бывшим адвокатам, совершившим преступление, быть представителями в суде

Изучив дело, КС признал абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре не противоречащим Конституции в той мере, в какой он предусматривает в качестве последствия решения о прекращении статуса адвоката в связи со вступлением в законную силу приговора суда о признании лица виновным в совершении умышленного преступления установление запрета этому лицу быть представителем в суде (за исключением участия его в процессе в качестве законного представителя). В то же время Суд признал данное положение не соответствующим Конституции в той мере, в какой оно вводит бессрочный запрет быть представителем в суде для лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора о признании его виновным в совершении умышленного преступления.

Подписанным законом внесены изменения в п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре: в абз. 2 установлен конкретный срок, в течение которого лицу, статус адвоката которого прекращен по основанию, предусмотренному подп. 4 п. 1 ст. 17 закона, запрещено быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя. При этом запрет на осуществление судебного представительства для лица, адвокатский статус которого прекращен в связи с признанием его виновным в умышленном преступлении, установлен до момента погашения или снятия судимости за совершение умышленного преступления, но не менее пяти лет со дня принятия решения о прекращении статуса.

В целях исключения бессрочного ограничения права на свободное распоряжение своими способностями к труду лиц, чей статус адвоката прекращен по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, нарушения адвокатом норм КПЭА, незаконного использования или разглашения информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи доверителю, либо систематического несоблюдения установленных законодательством требований к адвокатскому запросу закон дополнен положением, устанавливающим запрет для лица, чей статус прекращен по вышеуказанным основаниям, осуществлять судебное представительство, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя, в течение указанного в решении о прекращении статуса адвоката срока, по истечении которого лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.

Читайте также:
Законопроект соответствует позиции ФПА
Бывшие адвокаты, совершившие преступление, смогут быть представителями в суде?

Ранее вице-президент ФПА Олег Баулин указывал, что предложенные поправки соответствуют неоднократно высказанной позиции Федеральной палаты адвокатов о том, что неблагоприятные последствия совершения преступления, включая запрет на представительство, не могут быть бессрочными. Не менее позитивным, по его мнению, является отношение к использованию в целях определения срока ограничения судебного представительства положений КПЭА.

«Вслед за Конституционным Судом в качестве минимального возможного срока, в течение которого сохраняется запрет на представительство, Минюст России предлагает использовать установленный п. 7 ст. 18 КПЭА предельный пятилетний период, в течение которого лицо, лишенное статуса адвоката, не допускается к сдаче квалификационного экзамена. В отношении иных оснований для прекращения статуса адвоката, реализуемых в рамках дисциплинарных производств (подп. 1, 2 и 2.1 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре), для решения вопроса о периоде действия запрета на судебное представительство в законопроекте также предлагается руководствоваться сроком, определяемым органами адвокатского сообщества по правилам п. 7 ст. 18 КПЭА», – пояснил Олег Баулин.

Корр. «АГ»

Поделиться