Популярные материалы
Приносят удовлетворение сложные проекты
Хочется верить, что интересы адвокатского сообщества будут максимально учтены
Главный принцип – не навредить доверителю
Подавать пример другим
Бережнее относиться к себе и адвокатской корпорации
«Заморозки» остаются в прошлом
В развитии Комплексной информационной системы адвокатуры России начался новый этап
Важнейшая реперная точка в создании цифровой платформы адвокатуры России пройдена – принят Федеральный закон от 22 апреля 2024 г. № 83-ФЗ. Им в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» внесена глава, определяющая параметры Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР) и ее принадлежность Федеральной палате адвокатов РФ.
Это событие без преувеличения можно назвать эпохальным. Оно открывает дорогу к интеграции платформы адвокатуры с судебными, следственными и иными государственными платформами в сфере правоприменения, что, в частности, ведет к созданию прозрачной системы оплаты дел по назначению, дает возможности направления адвокатского запроса в электронном виде и формирования цифрового ордера адвоката, моментально поступающего следователю или в суд, и многое другое.
Безусловно, нам еще предстоит значительная работа как в области согласования, так и в сфере технической реализации платформенных решений. Но одно очевидно: адвокатура последовательно движется к утверждению своей «профессиональной планеты» в будущей цифровой вселенной России.
Уже сейчас 80% регионов подключены к подсистеме автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению (подсистема АРПН КИС АР).
В 100% регионов претенденты на статус адвоката проходят тестирование в КИС АР.
В обозримом будущем – внедрение системы ведения реестра адвокатских образований и интегрированной налоговой отчетности.
Зачем адвокатуре собственная цифровая платформа?
Мне неоднократно доводилось рассказывать о важности создания цифровой платформы адвокатуры России. Если кратко, КИС АР – это основа и необходимое условие обеспечения независимости адвокатуры в предстоящей нам цифровой среде очень недалекого будущего. Как справедливо было замечено, в цифровом мире реальной независимостью обладает только владелец платформы. Пользователь же, арендующий аккаунт, так или иначе подчинен идеологии и требованиям владельца платформы. А это означает, что необходимо говорить об ответственном отношении органов адвокатского сообщества к принятию решений в этой сфере.
Будучи институтом гражданского общества, реализующим функции профессионального контроля гражданского общества за государством, являясь его представителем и защитником в отношениях с государством, адвокатура несет самостоятельную ответственность за обеспечение своей независимости и автономности. Эта ответственность заключается не только в демагогических рассуждениях об обязанности государства обеспечить нам механизмы невмешательства в адвокатскую деятельность. Важнейшим долгом органов адвокатского сообщества является понимание современных процессов общественного развития и создания инструментов, реально обеспечивающих достойное место адвоката в системе правоприменения, его независимое и неподчиненное положение в отношениях с государством и процессуальными оппонентами.
Именно поэтому Совет ФПА РФ в далеком 2016 г. единогласно принял решение о финансировании, разработке и внедрении Комплексной информационной системы адвокатуры России. Она задумана как цифровая платформа, находящаяся в руках самого адвокатского сообщества и администрируемая им без какого-либо вмешательства извне. В ее основе – общее информационное ядро и программные средства (движок), позволяющие реализовать любые блоки, которые необходимы для профессиональной деятельности адвокатов и адвокатуры в целом и потребность в которых возникнет в будущем – от защищенных систем хранения, профессионального анализа, обработки и обмена информацией до различных инструментов работы с правовыми системами, организации адвокатской деятельности, финансовой и иной отчетности и т.д.
С другой стороны, предполагается существенная интеграция КИС АР с иными цифровыми платформами, опосредующими правоприменение. Речь идет не только о коммерческих и негосударственных системах и инструментах, которые могут быть интегрированы в работу адвоката на нашей профессиональной платформе (правовые базы, справочники, различные используемые сервисы и т.д.), но и о системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с государственными цифровыми платформами, функционирующими в закрытом контуре. Это ГАС «Правосудие» и разрабатываемые следственные инструменты, Госуслуги, публичные сервисы и реестры.
Выживание и эффективность адвокатуры в неумолимо надвигающейся цифровой среде критически зависит от наличия в нашем распоряжении надлежащих инструментов. Их отсутствие в горизонте 5–7 лет, думаю, будет сравнимо с эффективностью современного адвоката, не пользующегося мобильным телефоном или компьютером. А независимость адвокатуры и каждого адвоката в целом «завязана» на том, смогут ли адвокаты России в полной мере реализовать свою систему или вынуждены будут «арендовать» отдельные инструменты на чужих цифровых платформах.
Какие проблемы решает подсистема распределения дел по назначению?
Как было указано выше, на сегодняшний день около 80% регионов страны подключены к подсистеме автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению. В целом можно говорить об оптимистическом развитии событий. Нам удалось преодолеть настороженность государственных структур, основанную на нежелании делиться, в общем-то, открытой информацией и соучаствовать в системном взаимодействии. Основой для такого подхода выступает понимание того, что доверие к правосудию и правоприменению, в сущности, базируется не на отстаивании серых, во многом недоступных зон, а на создании четких и прозрачных механизмов процессуального взаимодействия и устранения недостатков. Да и удобство пользования нельзя сбрасывать со счетов. Несмотря на открытое противодействие в ряде случаев и возникновение нескольких негативных прецедентов, ни один суд, следователь или дознаватель из числа включившихся в работу с блоком распределения дел по назначению КИС АР не отказались от ее использования.
Безусловно, как у всего нового, у КИС АР есть свои противники. И это не только государственные служащие и наши процессуальные оппоненты, не осознающие ключевой характер для системы в целом принципов состязательности и справедливости. К сожалению, иногда мы сталкиваемся с деятельным противостоянием, исходящим и от представителей адвокатуры. Спектр их мотивации достаточно обширен – от простой лености и нежелания брать на себя бремя внедрения новых инструментов до расчетливой обороны занятого положения важного элемента системы распределения. Это те, чей авторитет основан на том, что от их решения зависит назначение адвоката. С ними лучше быть «в хороших отношениях» как адвокатам, так и судебно-следственным органам. В таких случаях особенности внедрения и работы системы до конечных пользователей доводятся исключительно в интерпретации таких заинтересованных лиц. И не всегда эта интерпретация выглядит добросовестно.
Прежде всего, внедрение системы автоматизированного распределения поручений на защиту по назначению в рамках КИС АР не требует дополнительных затрат от региональных палат, адвокатских образований или адвокатов. Система, серверное обслуживание, хранение и защита данных – все это находится в ведении ФПА РФ. Здесь создан круглосуточно работающий колл-центр специалистов, обслуживающих систему. За каждой палатой закреплен координатор, постоянно отслеживающий и сопровождающий работу в соответствующем регионе. Федеральной палатой адвокатов заключены необходимые договоры на техническое обслуживание системы, исправление недостатков, доработку и т.д. Созданы регламенты реагирования на инциденты, которые неизбежны, как в любом сложном механизме. Приобретение пользователями – адвокатскими палатами, адвокатскими образованиями или адвокатами – какого-либо серверного или иного оборудования не имеет никакого отношения к внедрению системы КИС АР. Даже если представить, что в адвокатской палате или адвокатском образовании отсутствует компьютер, и без него можно обойтись: достаточно телефона. Правда, это должен быть смартфон – кнопочный не содержит необходимого функционала.
Система настолько функциональна и многовариантна, что позволяет настроить распределение дел с учетом огромного количества факторов, которые советом адвокатской палаты могут быть признаны разумными. К примеру, адвокат, работающий в ином районе, никогда не получит поручение, если не изъявит согласие и не будет включен оператором адвокатской палаты субъекта РФ в соответствующий график дежурства адвокатов. Хотя, безусловно, привязка адвоката к «своему суду» или «своему следственному органу» – это именно то, с чем КИС АР призвана бороться. Система предполагает прозрачный и равный для всех адвокатов доступ к распределению поручений именно по территориальному принципу, не позволяющему выбирать «удобные» и «неудобные» дела. При этом жесткость последствий «непринятия» адвокатом поручений определяется самим советом адвокатской палаты. Как и меры реагирования.
Доводы о «специализации» адвоката или каких-то иных, зависящих от усмотрения распределяющих лиц факторах, вряд ли могут быть приняты во внимание. Такая мотивация произвольного принятия решения не отвечает целям и задачам обеспечения защиты по назначению. И ЕСПЧ, и КС РФ неоднократно подчеркивали, что лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, не вправе выбирать адвоката за счет государства. Хочешь адвоката со специализацией – заключи соглашение. За счет государства обеспечиваются только общие гарантии права на квалифицированную юридическую помощь. Такую помощь должен уметь оказать любой человек, в отношении которого адвокатское сообщество подтвердило его квалификацию, присвоив статус адвоката.
Главный аргумент – прозрачность
Безусловно, как и любая система, КИС АР не является абсолютом и возможны варианты ее «обхода». Ее достоинства не в «непробиваемости», а в прозрачности. Система обеспечена программными и аппаратными средствами защиты информации, соответствует всем требованиям защиты информации, не составляющей государственную тайну, – степень уровня защиты УЗ-2. Программно воздействовать на нее проблематично. Зато проявления любых внесистемных манипуляций, злоупотреблений функционалом системы и т.д. становится очевидными и однозначно верифицируемыми. Более того, статистический анализ распределения поручений позволяет выявить и обосновать системные нарушения прав адвокатов и права на защиту в целом: необоснованные ночные требования, работа с «избранными» адвокатами, необоснованные замены и отказы от адвоката и т.д. Грядущее внедрение платежного блока позволит исключить задолженности по оплате труда адвокатов.
* * *
Адвокатура основана на демократических принципах, и внедрение чего-либо в приказном порядке вряд ли может быть поддержано. Контроль надлежащего исполнения закона – прерогатива государственных органов. Потому, объясняя причины создания КИС АР, я начал с вопроса ответственности иного рода. Ответственности перед адвокатами, избравшими нас в органы адвокатского самоуправления и доверившими нам принятие решений. Будет ли адвокатура завтра свободной, независимой, эффективной и современной, во многом зависит от сегодняшних наших решений и усилий. И никакие надуманные доводы не станут оправданием бездействия и стремления «заморозить» сложившуюся систему, избегая выхода из зоны комфорта.