Лента новостей

25 апреля 2024 г.
Направления будущей деятельности понятны
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Оксана Сергеева приняла участие в рабочем совещании базовых организаций государств – участников СНГ
24 апреля 2024 г.
«Вся адвокатура говорит вам браво!»
24 апреля в Общественной палате РФ состоялась XXI торжественная церемония награждения высшими адвокатскими наградами им. Ф.Н. Плевако

Мнения

Роман Ахметов
25 апреля 2024 г.
Цифровой образ адвоката
Об участии в Конкурсе адвокатских сайтов – 2023 в качестве члена жюри

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Кто оплатит правовую защиту потерпевших?

14 августа 2020 г. 13:47

Смогут ли жертвы преступлений рассчитывать на возмещение расходов своего представителя-адвоката


14 августа в программе «Утро России» на телеканале «Россия 1» вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров рассказал о правовой защите потерпевших и предложил компенсировать их расходы на представителя по аналогии с оплатой труда адвоката по назначению в гражданском или административном процессе.

По словам ведущих программы, лишь немногие жертвы преступлений обращаются за юридической помощью, что объясняется «дефектами существующей процедуры возмещения процессуальных издержек» и заведомо худшим положением потерпевшего, которому, в отличие от обвиняемого, бесплатная правовая помощь не предоставляется.

Геннадий Шаров начал свое повествование с упоминания конституционной нормы, гарантирующей каждому получение квалифицированной юридической помощи. При этом, по его словам, за последние 10 лет права потерпевшего постоянно расширялись и почти сравнялись с правами обвиняемого. К процессуальным издержкам отнесены суммы, выплачиваемые потерпевшему на покрытие расходов, связанных с вознаграждением адвоката – представителя потерпевшего. В то же время, как ранее отмечал вице-президент ФПА РФ, «действующие нормативно-правовые акты не прописывают порядок и размер возмещения процессуальных издержек потерпевшего на оплату помощи адвоката». Он высказал мнение, что для определенных категорий потерпевших должны существовать общие правила возмещения ущерба, аналогичные правилам назначения адвоката в гражданском и административном процессах.

Комментируя свое выступление в телеэфире, вице-президент ФПА РФ пояснил, что в настоящее время число принятых адвокатами поручений на оказание помощи потерпевшим ничтожно мало. И причина этого – в условиях оплаты труда адвоката.

«Сегодня потерпевший сам оплачивает труд адвоката, а потом просит суд отнести эти расходы к процессуальным издержкам (с возмещением из бюджета), а суд решает, исходя из двух критериев: их необходимости и оправданности. Но это всегда неопределенность и судебное усмотрение. Мне представляется, что было бы справедливо компенсировать такие расходы по аналогии с оплатой труда адвоката по назначению в гражданском или административном процессе – по тем же правилам и в тех же размерах. И ввести это правило только относительно потерпевших – физических лиц и лишь по преступлениям против жизни и здоровья, половым, против семьи и несовершеннолетних», – заявил Геннадий Шаров.

Отвечая на вопрос ведущих телепрограммы о размерах компенсации расходов на получение квалифицированной юридической помощи, Геннадий Шаров подчеркнул, что они зависят от длительности и сложности процесса и рассчитываются в судоднях. Один судодень, как правило, обходится бюджету в примерно тысячу рублей.

Когда же вопрос стоит о компенсации за волокиту в ходе уголовного процесса, то размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из обстоятельств дела, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости. В отечественной практике обычно присуждается около 50 тысяч рублей.

Отвечая на вопрос, какие изменения должны произойти, чтобы «потерпевшему было за что бороться, а преступнику – чего бояться», вице-президент ФПА РФ сказал, что при условии поддержки предложения усилить правовую защиту потерпевших стоило бы объявить на некоторое время мораторий на изменения в Уголовно-процессуальном кодексе, которых за последние 19 лет было более 300.

Ныне действующий Уголовный закон, по мнению Геннадия Шарова, позволяет воплотить в жизнь ту максиму, о которой говорил император Александр II, что суд должен быть правым, скорым и милостивым для всех, если его неукоснительно и добросовестно соблюдать».

Трансляцию телепрограммы смотрите здесь с 3 мин. 55 сек.

Константин Катанян

Поделиться