Лента новостей

26 апреля 2024 г.
«Защищать – это тяжелая задача»
СМИ: Работу над фильмом о Ф.Н. Плевако завершат к 160-летию адвокатуры
25 апреля 2024 г.
Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда
СМИ: Бумажная повестка остается самым распространенным способом судебного уведомления
24 апреля 2024 г.
Казнить нельзя отменить
СМИ: Научное сообщество высказалось против смертной казни

Мнения

Роман Ахметов
25 апреля 2024 г.
Цифровой образ адвоката
Об участии в Конкурсе адвокатских сайтов – 2023 в качестве члена жюри

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

Видеофиксация может получить статус протокола

17 февраля 2017 г. 10:31

Верховный Суд подготовил поправки к правительственным законопроектам о видеозаписи заседаний


Видеозапись судебных разбирательств по гражданским делам в России может стать официальным документом — протоколом заседаний. Такие поправки к законопроектам правительства, предусматривающим введение обязательной видеофиксации судебных процессов, разработал и направил в Госдуму Верховный Суд РФ.

По мнению ВС, видеозаписи должны иметь статус протокола заседания по гражданским делам. С ними смогут знакомиться стороны разбирательства, за свой счет заказывать копии. Отсутствие протокола в соответствии с действующим законом является одним из оснований для отмены решения суда. Изначально в законопроектах правительства о статусе видеозаписей ничего не говорилось. Представители Минюста ранее подчеркивали, что они будут являться «вспомогательными материалами».

Несколько сложнее ситуация с видеозаписями заседаний по уголовным, арбитражным и делам, рассматриваемым в соответствии с Кодексом административного судопроизводства. ВС предлагает не считать эти записи протоколом.

Тем не менее согласно предлагаемым поправкам статус видеозаписи в арбитражных делах и делах, разбираемых по правилам КАС, станет выше. Видеофиксация в этих заседаниях будет обязательной и станет «основным средством фиксирования сведений о ходе судебного заседания». Так, в Арбитражном процессуальном кодексе ВС предлагает записать, что письменный протокол станет вспомогательным для отражения даты и времени процесса, наименования суда, дела, устных заявлений и ходатайств участников разбирательства. А видеозапись — основным. Сейчас в АПК и КАС предусмотрено обязательное ведение аудиозаписи заседаний.

Не всегда в судах есть техническая возможность вести видеозапись. Поэтому ВС предлагает разрешить аудиопротоколирование по гражданским делам. И только если это тоже невозможно, должен составляться традиционный письменный протокол, следует из поправок ВС.

По уголовным делам наличие аудиозаписи процесса станет обязательным, если у суда не будет «технической возможности для проведения видеозаписи, вызванной чрезвычайными и неустранимыми в разумные сроки обстоятельствами». Видеозапись уголовных дел не будет производиться, если в их материалах содержится гостайна. По арбитражным и гражданским делам она будет не нужна, если дела разбираются без участия сторон.

Ко всем делам ВС выдвигает одинаковое требование: видеозапись судебного заседания должна вестись непрерывно и приобщаться к материалам. Ранее этот вопрос в законопроектах правительства тоже не был урегулирован.

Осенью прошлого года правительство предложило Госдуме отсрочить вступление новых норм в силу до 1 января 2020 года. Изначально предполагалось, что видеозапись заседаний станет обязательной с 1 января 2018 года в федеральных судах, а с 1 января 2019-го — в мировых.

Адвокаты приветствуют поправки ВС, хотя и отмечают, что статус протокола можно было распространить и на записи уголовных процессов. Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн считает, что именно в уголовном процессе, даже прежде, чем в гражданском, нужно придать видеозаписи статус основного источника информации о том, что происходит в судебном разбирательстве.

— В уголовном процессе слова любого из участников имеют важную роль. На их основании может быть решен вопрос о квалификации деяния и даже вопрос о виновности или невиновности человека, — сказал Евгений Рубинштейн.

Прочитать полную версию статьи можно по ссылке: http://izvestia.ru/news/665152

Поделиться