Лента новостей

4 октября 2024 г.
Теория расходится с реальностью
СМИ: Заключенным, переведенным из колоний в СИЗО, не будут пересчитывать срок пребывания в тюрьме
30 сентября 2024 г.
Минюст обещает гуманизацию тюремных этапов
СМИ: Некоторых заключенных повезут в «авиазаках» вместо спецвагонов
26 сентября 2024 г.
Депутаты предложили вернуть следствие под надзор прокуроров
СМИ: Передел полномочий между правоохранителями систему не меняет

Мнения

Александр Умнов
30 сентября 2024 г.
Как корабль назовете, так корабль и поплывет
О Центре адвокатской помощи при АП Курганской области

Интервью

Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
4 октября 2024 г.
Ирина Кривоколеско
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Адвокаты всех региональных палат СФО и ДФО оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам как в рамках государственной системы, так и вне ее

В судах адвокаты смогут надеть мантии

16 ноября 2022 г. 12:43

«Независимая газета»: Рабочую одежду для защитников пока не включают в дресс-код


С 2023 г. адвокаты смогут облачаться в мантии для участия в судебных заседаниях. Внутри корпорации долго идут споры о том, следует ли эту спецодежду сделать обязательной для защитников, как во множестве других стран, унифицировать ли ее фасон, за чей счет приобретать и т.д. Рабочий костюм позволил бы адвокатам, с одной стороны, выделяться на фоне посетителей судов, с другой – выглядеть частью правосудия. Как сообщила вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Елена Авакян, ношение мантии – дело добровольное, никто не планирует адвокатов к этому принуждать. По ее словам, сам эксперимент начат более полутора лет назад, а впервые идея создать единый корпоративный стиль и знаки принадлежности к корпорации прозвучала еще в 2002 г.

Ношение в судах мантии могут сделать одной из норм Кодекса профессиональной этики, в Федеральной палате адвокатов РФ уже создан ее прототип. Надевать мантию пока можно будет по своему желанию, приобрести – за свой счет. Защитники давно высказывались против той несправедливости, что, мол, судьи и прокуроры облачены в специальную рабочую одежду, в то время как адвокатам цивильные костюмы зачастую только мешают. В соцсетях возникла оживленная дискуссия: кто-то выступает за единообразие и жалуется, что наряды некоторых защитников «глаза режут», другие иронизируют, что «камуфляж» вряд ли отразится на профессионализме юристов, а стало быть, мантия будет нелепостью.

«Сейчас проводится эксперимент, он может оказаться в том числе неудачным – мы увидим малое количество адвокатов в мантиях. А может быть, наоборот, это в итоге будет воспринято коллегами позитивно, и мантии появятся в каждом судебном заседании», – заметила вице-президент ФПА Елена Авакян.

Сам эксперимент начат более полутора лет назад, а впервые идея создать единый корпоративный стиль и знаки принадлежности к корпорации прозвучала еще в 2002 г. Тогда решили ограничиться нагрудными знаками. «Мы полагаем, что адвокатские мантии позволят избежать равнения на прокуроров и судебную службу, но при этом объединиться, в том числе и в глазах суда, в единую корпоративную принадлежность. Это повышает статусность адвокатуры на фоне иных юридических представителей. Конечно, мантия – лишь одна маленькая тоненькая нить в очень сложном процессе, важный психологический шаг, который, понятно, глобально не решает всех проблем», – подчеркнула Елена Авакян. И добавила, что к тому же это простой способ, позволяющий соответствовать установленному для адвокатов деловому дресс-коду без особых усилий. «Мы сделали все возможное, чтобы розничная стоимость мантии была приемлема для каждого адвоката», – уточнила вице-президент ФПА.

Член Совета ФПА, президент Палаты адвокатов Самарской области Татьяна Бутовченко напомнила, что для адвокатуры строгость в одежде – это требование Кодекса профессиональной этики. Другое дело, соблюдают ли такой дресс-код. Она рассказала, что дисциплинарные дела, связанные с жалобами на внешний вид адвокатов, рассматриваются нередко, особенно летом. Например, граждан возмущает такое: «адвокат сидела в прозрачной блузке», «адвокат была в юбке, которая не доставала ей до “перекладины”», «адвокат была в шлепанцах, качала туфельку на ноге и жевала жвачку». Адвокаты мужского пола в шортах и резиновых сланцах тоже не нравятся подзащитным. «Это говорит о том, что в идее с адвокатской мантией есть здравый смысл. Да, большинство сопротивляется, потому что и так соблюдает требования в части внешнего вида. Кроме того, были бы еще в судах комнаты для адвокатов, где можно было бы переодеться, потому что если идти в мантии по улице, то не все к этому могут однозначно отнестись. Хотя, вот, в Англии адвокаты ходят среди людей в париках и мантиях», – подчеркнула Татьяна Бутовченко.

После обсуждения вопроса о мантиях на заседании ФПА было решено пошить 14 первых образцов, нашлись «добровольцы», готовые посещать в них судебные заседания. Когда будет установлен определенный крой, лекала, видимо, будут выложены на сайте ФПА для самостоятельного пошива. «Но точно будет неправильным шагом, чтобы обязать всех носить мантию в принудительном порядке», – отметила она.

Старший партнер адвокатского бюро «Яблоков и партнеры» Марина Жирова подтвердила, что новость о введении мантии ожидаемо вызвала дискуссии, сама же она относится к ней положительно: «Мантия позволит адвокатам выделиться, подчеркнуть свой статус членов корпорации, связанной вековыми традициями и особой ответственностью». Мантия будет настраивать на деловой лад. Мантия, которую сейчас разработала ФПА, не мнется благодаря специальной ткани, ее можно носить в свернутом состоянии в небольшом чехле. При этом Марина Жирова напомнила, что мантии используются не только на Западе, но и на Востоке – к примеру, в Турции и Китае, из стран СНГ – в Молдове и Азербайджане.

Федеральный судья в отставке Сергей Пашин согласен, что мантия дисциплинирует, повышает и представление адвокатов о собственном достоинстве в судебном заседании, и доверие участников последнего. Он привел пример из личной практики, когда присяжные прозвали защитника, одетого с иголочки, «лощеным паразитом». По словам Сергея Пашина, в судах должны быть и соответствующие условия: например, в британских предусмотрены гардеробы, где унифицированный костюм и вовсе выдается напрокат, так что «любой пришедший адвокат может переодеться в мантию и получить парик на свою мудрую голову».

Как заметил «НГ» адвокат Адвокатской палаты Москвы Рубен Маркарьян, мантия – самая традиционная форма судебных юристов, хотя история ее появления в английских судах вполне прозаична – шелк защищал одежду от вшей. Но, несмотря на значительное изменение микроклимата в судах, мантия как атрибут осталась во многих странах. Сам он голосовал за мантию адвоката с момента прихода в профессию еще в 1997-м. Позднее участвовал в исследовании этого вопроса по поручению ФПА.

Источник – «Независимая газета».

Поделиться