Лента новостей

19 июля 2019 г.
Бесплатного адвоката нельзя навязывать
Конституционный Суд РФ разъяснил правила сосуществования защитников по назначению и по соглашению
17 июля 2019 г.
Экспертиза следствия прошла третье чтение
СКР окончательно получил право иметь свои экспертные подразделения
15 июля 2019 г.
Обвиняемым дали надежду на третью инстанцию
Специальные кассационные суды будут рассматривать жалобы на все приговоры

Мнения

Сергей Макаров
12 июля 2019 г.
Принципы адвокатуры применительно к повседневной деятельности каждого адвоката
О необходимости повышения самотребовательности адвокатов к осуществлению профессиональной деятельности

Интервью

О ПМЮФ, ПМЭФ и цифровизации адвокатуры
17 июня 2019 г.
Елена Авакян
О ПМЮФ, ПМЭФ и цифровизации адвокатуры
Интервью у Елены Авакян берет редактор сайта ФПА РФ Сергей Гусев

Реформа не терпит суеты

18 мая 2016 г. 14:47

Минюсту понадобится дополнительное время на подготовку реформы рынка юридических услуг


Министерству юстиции понадобится дополнительное время на подготовку реформы рынка юридических услуг, которая должна будет объединить юристов на базе адвокатуры. Реформу в течение 2016 года надо будет обсудить с адвокатами и консультантами в регионах, полагают в ведомстве. В Минюсте считают, что адвокатура должна быть готова разделить с новичками-консультантами управление органами самоуправления — адвокатскими палатами. В Федеральной палате адвокатов считают изменение концепции реформы и порядка управления адвокатскими палатами крайне маловероятным. Ранее Минэкономразвития сообщало, что не видит в реформе необходимости, а Ассоциация юристов указывала, что концепцию реформы обсуждали недостаточно широко.
Декабрьская версия реформы предполагала объединение юридической профессии на базе адвокатуры. В ней говорилось, что адвокатский статус для судебного представительства должны будут получить все юристы, кроме чиновников, корпоративных юристов, нотариусов и патентных поверенных. Для объединения Минюст готов был установить переходный период до конца 2017 года и предоставить консультантам специальный порядок перехода. В рабочем варианте концепции, с которой знакомился «Ъ», отмечалось, что реформа направлена и на вытеснение с юридического рынка недобросовестных участников, и на присоединение к адвокатуре представителей юридического консалтинга. Как говорилось в документе, унификация требований к юристам «создаст условия для здоровой конкуренции, повысит качество услуг и будет способствовать снижению их стоимости». Этот вариант концепции обсуждала рабочая группа Минюста и Федеральной палаты адвокатов (ФПА) с участием юридического бизнеса в течение 2015 года. Ранее, в декабре 2015 года, Минюст уже вносил концепцию в правительство, но затем ее вернули в ведомство на доработку из-за технических вопросов. 
Напомним, в постсоветское время монополия адвокатуры была закреплена в уголовном судопроизводстве, а право оказывать юридические услуги появилось и у независимых юристов, и у представительств международных юрфирм. С 2002 по 2004 год в законодательстве существовала норма, закрепляющая судебное представительство в арбитражных судах за адвокатами и корпоративными юристами, но Конституционный Суд в постановлении от 16 июля 2004 года N 15-П посчитал эту норму неконституционной.
Запланированная реформа затронет рынок судебного представительства и юридического консультирования, объем которого и число занятых в нем юристов пока слабо поддается оценке. Официальных данных об объеме рынка юридических услуг нет, а оценки колеблются от $0,1 млрд до $1,1 млрд в год. С количеством юристов, которых затронет реформа, тоже есть нестыковки: разброс оценок колеблется от 70 тыс. до 2 млн человек. По данным президента ФПА, в России около 70 тыс. адвокатов с действующим статусом, еще у 5 тыс. статус приостановлен; по его оценке, практикующих юристов — примерно столько же. Отчетные показатели госпрограммы «Юстиция» расходятся: по показателю «количество адвокатов» итоговое количество — 71 тыс. в 2020 году (незначительно отличается от нынешних цифр). В другом разделе говорится, что количество адвокатов к 2020 году должно составить 0,1% населения РФ — но если через четыре года в России, как сейчас, останется 146 млн человек, адвокатов должно стать 146 тыс. Ранее юристы-практики оценивали число практикующих юристов в 2 млн человек — исходя из количества фирм, которым требуются юридические услуги (см. "Ъ" от 07.12.2015).
«Качество реформы приоритетнее сроков», — отмечает статс-секретарь, замминистра юстиции Юрий Любимов. По его словам, в ведомстве хотели бы подробнее обсудить концепцию с юридическим сообществом. «В планах — провести серию дополнительных совещаний, в том числе с адвокатами и консультантами в регионах», — говорит он.
Адвокатуре необходимо принять в свои ряды новичков как равноправных членов, в том числе она должна быть готова разделить с консультантами управление обновленными палатами, считают в Минюсте. Отметим, по закону об адвокатуре высшим органом адвокатского самоуправления является Федеральная палата адвокатов, состав совета которой избирается на всероссийском съезде адвокатов (должен проходить не реже чем раз в два года) и должен обновляться один раз в два года на одну треть.
В ФПА не считают, что положения реформы при дальнейшем обсуждении значительно изменятся. По словам исполнительного вице-президента Федеральной палаты адвокатов Андрея Сучкова, маловероятно, что разработанная Минюстом концепция реформирования рынка претерпит какие-либо существенные изменения. По его словам, изменение порядка избрания органов адвокатского самоуправления «представляется крайне маловероятным», особенно на начальном этапе реформы. «Действующая процедура ротации является основным механизмом реализации преемственности в развитии института адвокатуры, обеспечивает стабильность и сохранение традиций российской адвокатуры», — заявил он «Ъ».
С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь: http://www.kommersant.ru/doc/2987967
Поделиться