Лента новостей
От 10 до 2000 адвокатов за 150 лет
Минюст обещает разгрузить изоляторы
Следствие ищет пути обхода
Мнения
Шесть успешных проектов за год
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Пользоваться юридической помощью защитника с момента задержания
«КоммерсантЪ»: Подготовлены поправки в КоАП, УПК, Федеральные законы «О полиции» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
Разработан пакет поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также в Федеральные законы «О полиции» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Среди прочего предлагается законодательно закрепить право гражданина пользоваться юридической помощью «с момента фактического задержания», а также уточнить перечень поводов для экстренных обысков и время суток для проведения следственных действий. Член Совета Федеральной палаты адвокатов, советник ФПА РФ Елена Авакян надеется, что депутаты при рассмотрении этих поправок будут думать о защите, в том числе собственных прав.
В преамбуле к пакету поправок говорится о «незащищенности прав и свобод человека и гражданина» в современной России и предлагается «принять неотложные меры».
Прежде всего, авторы предлагают изменить КоАП, восполнив те его пробелы, которые стали очевидны при задержаниях участников несогласованных акций в поддержку оппозиционера Алексея Навального. Адвокаты по всей стране жаловались, что их не пропускали в отделения полиции к задержанным. Поэтому в одной из поправок предлагается прописать в КоАП право гражданина «пользоваться юридической помощью выбранного им самим защитника с момента фактического задержания, любой формы физического ограничения свободы передвижения».
Другое изменение уточняет перечень поводов для административного задержания человека. Сейчас задержания возможны в «исключительных случаях», отмечают авторы законопроекта, но на деле силовики рассматривают каждый случай как исключительный. Поэтому предлагается уточнить: задержание необходимо для «пресечения либо предотвращения административного правонарушения, сопровождающегося применением насилия к другим людям».
Второй законопроект касается УПК РФ. Одна из поправок устраняет обвинительный «перекос» Кодекса. Отмечается, что сегодня защитник лишен права представлять доказательства в суде. Его полномочия ограничиваются участием в исследовании доказательств, представленных следствием и судом. Поэтому авторы требуют признать собранные защитой сведения полноценными доказательствами.
Среди изменений есть норма, уточняющая право силовиков «в исключительных случаях» проводить обыски без разрешения суда. Авторы предлагают прописать в УПК РФ: проникновение в жилище без решения суда допускается только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и лишь «когда малейшее промедление грозит причинением вреда жизни и здоровью людей или иными тяжкими последствиями».
Практически та же проблема поднята в третьем законопроекте. Авторы указывают на слишком размытые формулировки Федерального закона «О полиции», которые позволяют проникновение в жилище «в экстренных случаях» – например, для пресечения преступлений. Юристы уточняют перечень таких «экстренных случаев». Если полиция посетила жилище в отсутствие собственника или жильца, она обязана уведомить их в течение 24 часов. Также авторы предлагают ввести обязательный «последующий» судебный разбор. Если суд признает действия полицейских незаконными, то он же должен будет назначить наказание. Сейчас это прерогатива их непосредственного начальства, которое, по мнению авторов проекта, «склонно укрывать нарушения подчиненных».
Последний законопроект вносит ряд изменений в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: отменяет цензуру переписки адвоката и доверителя, а также разрешает защитнику проносить на свидание копировальную технику и пользоваться ею заключенному.
Советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Сергей Бородин согласен, что цензура переписки «нарушает адвокатскую тайну». Он подтверждает, что отсутствие в СИЗО возможности копирования материалов дела арестованными нарушает их право на получение копий материалов дела и вынуждает адвоката знакомиться с делом раздельно от обвиняемого.
Поддержала предлагаемые законодательные изменения и член Совета ФПА РФ, советник ФПА РФ Елена Авакян. «В этих инициативах нет ничего революционного. Хочется верить, что депутаты отнесутся к ним здраво и при рассмотрении поправок будут думать о защите прав граждан как о защите собственных прав», – говорит Елена Авакян.
В ближайшие дни законопроекты будут направлены в Минюст России, Верховный Суд РФ, Государственную Думу, а также федеральному омбудсмену Татьяне Москальковой.
Источник – «КоммерсантЪ».