Лента новостей
Верховный Суд озабочен оправдательным настроем присяжных
Правозащитники и адвокаты ищут компетентных экспертов
Лжеюристы стали клиентами полиции
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Мошенничество в сфере защиты прав граждан
«Агентство правовой информации»: Рынок юридической помощи в России никак не регулируется
Многие граждане, обратившиеся за оказанием юридической помощи, оказываются жертвами неквалифицированных специалистов или даже мошенников. Введенное еще в 1991 г. лицензирование деятельности по оказанию платных юридических услуг уже через семь лет было упразднено. С тех пор предоставлять такие услуги могут любые организации, индивидуальные предприниматели и даже самозанятые граждане. Квалификацию этих специалистов или наличие у них какого-либо образования государство не контролирует. Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров считает, что именно адвокатура является оптимальной платформой для объединения профессии и достижения цели повышения качества предоставления квалицированной юридической помощи.
Нередко такие компании и «псевдоюристы» превращаются в ответчиков по искам бывших клиентов, разочарованных качеством или неоказанием оплаченных услуг. Так, саратовчанка Кристина Абих отдала 30 тысяч рублей ООО «Нетдолгофф», которое обещало содействовать в проведении процедуры банкротства гражданина. Поскольку оплаченные услуги больше чем за год так и не были оказаны, клиент потребовал возврата внесенного аванса. Служители Фемиды сочли эти претензии обоснованными, взыскав с юридической фирмы всю стоимость договора, а также 50-процентный штраф за неисполнение законных требований клиента. «Довод ответчика, что правоотношения между сторонами не регулируются Законом РФ “О защите прав потребителей”, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании закона», – констатировала апелляционная инстанция.
В некачественной работе уличили и брянского адвоката Владимира Олейника. По утверждению бывшего клиента – Алексея Гузанова, юрист за 10 тысяч рублей обещал представлять его по иску к Фонду социального страхования РФ о взыскании выплат за утрату здоровья на производстве, гарантировав положительный исход дела. Но из-за занятости в другом процессе адвокат опоздал в судебное заседание. Служители Фемиды пришли к выводу, что Владимир Олейник «неразумно подошел к распределению своей занятости, что привело к затягиванию судебного процесса и неэффективной защите интересов заявителя, как того требовало соглашение». Правда, убытки, возникшие вследствие ненадлежащего оказания адвокатом профессиональной юридической помощи, суд оценил всего в тысячу рублей.
СМИ приводит множество примеров, когда в качестве представителя потерпевших в суде могли выступать лица, даже не имеющие юридического образования. Тем самым клиенты не получали квалифицированной помощи. Многие потерпевшие, не получившие юридическую помощь или недовольные ее качеством, обращаются с жалобами в Роспотребнадзор. Этот орган уполномочен применять к нарушившим обязательства перед клиентами юридическим фирмам административные санкции. Хотя сами граждане чаще всего получают от этого только моральное удовлетворение.
Дополнительные гарантии качества имеют доверители адвокатов. Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты обязаны «честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством средствами», а неисполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей является основанием для лишения статуса и исключения из корпорации. Более того, формально такие бывшие адвокаты не могут в дальнейшем представлять клиентов в любых судах.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Геннадий Шаров пояснил, что при осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан соблюдать закон, Кодекс этики, профессиональные стандарты, решения органов адвокатского самоуправления и постоянно повышать свою квалификацию. Также законом установлен ряд гарантий адвокатской деятельности – защита тайны, право на запрос, особый порядок привлечения к ответственности. В частности, недовольный качеством оказанной адвокатом юридической помощи доверитель может обратиться с жалобой в адвокатскую палату.
«В случае признания адвоката виновным ему объявляют дисциплинарное взыскание – от замечания и предупреждения до прекращения статуса на срок до пяти лет. Тогда как на лиц, оказывающих юридические услуги и не обременяющих себя адвокатским статусом, все перечисленные требования и правила не распространяются. К великому сожалению, их деятельность вовсе никак не регулируется государством. Поэтому пострадавшим от услуг недобросовестных юристов чаще всего остается только пытаться возместить причиненный им материальный ущерб в судебном порядке. Однако это процесс затратный и небыстрый», – сказал Геннадий Шаров.
По его словам, Россия – чуть ли не единственное в мире государство с такой уникальной юридической аномалией. В подавляющем большинстве стран, в том числе в Германии, Франции, Японии, Индии и даже Белоруссии, оказывать профессиональную юридическую помощь вправе только адвокаты.
Международные эксперты считают ситуацию в России критической. «Тот факт, что большинство юристов действуют за рамками какой-либо системы самоуправления, означает, что российская правовая система во многом полагается на лиц, которые не подчиняются требованиям Кодекса этики и дисциплинарной системы. Следовательно, многие люди, которые обращаются к ним, чтобы получить доступ к правосудию, в том числе добиться исправления нарушенных прав человека, не смогут привлечь своих юридических представителей к ответственности, если обнаружат, что они проявляют некомпетентность, халатность или коррумпированность при ведении их дела», – отмечается в отчете миссии Международной комиссии юристов.
Разрабатываемая Министерством юстиции России Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи обсуждается уже более шести лет. В перспективе она предполагала введение так называемой адвокатской монополии – закрепление права оказания юридической помощи гражданам исключительно членами профессионального сообщества. Это касалось как частнопрактикующих юристов, так и сотрудников консалтинговых компаний. В свою очередь, работающие в иных организациях юрисконсульты могли представлять интересы работодателя без получения адвокатского статуса, не затрагивала реформа также деятельность сотрудников государственных органов, нотариусов и патентных поверенных.
«Проектом Концепции предусматривается постепенное сближение и объединение различных групп субъектов, оказывающих юридические услуги, в единую профессиональную корпорацию. В настоящее время адвокатура представляется наиболее оптимальным институтом для такого объединения», – констатировали в Министерстве юстиции РФ. Однако принятие Концепции уже многократно откладывалось.
Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров подчеркнул, что пути преодоления сложившихся двойных стандартов в сфере юридических услуг, так называемого дуализма профессии, обсуждаются уже более десяти лет. Министерством юстиции РФ при активном участии Федеральной палаты адвокатов велась активная работа по подготовке проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Планировалось принять ее не позднее лета 2020 г., но этого не произошло.
«К сожалению, новое руководство юридического ведомства не проявляет ни малейшей активности в завершении этой важнейшей работы, тогда как без преодоления двойных стандартов профессии невозможна успешная судебная реформа. Сложившаяся ситуации в юридической профессии негативно влияет на обеспечение конституционных прав граждан, она позорна и вредна для страны, для ее независимости и безопасности», – отмечает Геннадий Шаров.
Источник – «Агентство правовой информации».