Лента новостей
Движение в сторону профессионализации судебного представительства
«Вертикальная» Фемида – не для защиты прав граждан
Суды предпочитают принимать решения без протокола
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
Грани профессионального мастерства
Кредитное неправосудие
Советник ФПА РФ Александр Боломатов прокомментировал полученное банками право взыскивать задолженность по кредитам, не обращаясь в суд
Банки получили право взыскивать задолженность по кредитам, не обращаясь в суд, – выдавать исполнительные документы (так называемые надписи) разрешили нотариусам. Финансисты убеждены, что новый порядок позволит ускорить возврат долгов и будет выгоден в том числе самим заемщикам. Хотя его конституционность весьма сомнительна.
Новые поправки, которые должны вступить в силу уже в июле, существенно расширяют использование внесудебной процедуры взыскания. К нотариусу смогут обращаться кредитные организации, требующие получения просроченной задолженности, в том числе с частных заемщиков. Полученная исполнительная надпись является основанием для возбуждения приставами исполнительного производства и принудительного лишения должников всего нажитого имущества.
Однако возникает вопрос о легитимности нового института. Ведь согласно Конституции РФ, «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Частнопрактикующие служители юстиции признают, что не являются судебной властью, но и не видят противоречий: по их мнению, сумма задолженности является собственностью не должника, а взыскателя. Таким образом, нотариус лишь оформляет возврат банку его имущества, временно находящегося в чужом кармане.
Кроме того, многие важные правовые и технические детали реализации новых правил до сих пор не ясны. Нотариусы утверждают, что они будут уведомлять должника, и только если в месячный срок он не опротестует требования банка – совершат исполнительную надпись. Такой механизм предоставляет заемщикам даже большую защиту, чем ныне активно применяемое так называемое приказное производство в суде: служители Фемиды принимают решение, по существу презюмируя достоверность иска и подлинность представленных документов, даже не вызывая ответчика. Только получив уведомление о вынесенном приказе, должник вправе предъявить возражения и отменить принятое решение.
«Нотариус не разрешает какой-либо спор. Он совершает исполнительную надпись только при предоставлении документов, которые подтверждают бесспорность взыскания, в том числе и уведомление должника о необходимости погасить задолженность. Если это не сделано, надпись нотариуса может быть оспорена в суде, должник вправе также обратиться с жалобой в нотариальную палату и в правоохранительные органы с заявлением на действия банка-взыскателя», – считает советник ФПА РФ Александр Боломатов. Он также отметил, что новый закон не распространяется на микрокредитные организации. По его словам, это существенно уменьшает риск криминальной подоплеки обращения к нотариусу для получения исполнительной надписи.
С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь: http://апи-пресс.рф/view/486