Лента новостей

19 сентября 2022 г.
Роботизация поможет освободить судей от рутины
«Независимая газета»: Бесспорные судебные решения отдадут программам, которые будут защищать букву закона
23 августа 2022 г.
Адвокаты отстояли своих
«КоммерсантЪ»: Суд полностью оправдал адвоката Сергея Юрьева
19 августа 2022 г.
Давно назревшие изменения
«Интерфакс»: В ФПА поддержали идею запретить арест фигурантов экономических дел

Мнения

Сергей Бородин
27 сентября 2022 г.
Юридическая осень в Воронеже
О Юридическом форуме мастеров – 2022

Интервью

Стараемся помогать каждому
9 сентября 2022 г.
Михаил Михайлов
Стараемся помогать каждому
Адвокаты АПБО активно оказывают юридическую помощь гражданам на условиях pro bono

Информационно-правовая неопределенность

27 января 2022 г. 17:18

«Агентство правовой информации»: В условиях глобальной цифровизации граждане не всегда могут получить информацию о своих долгах, сделках, других правах и обязательствах


Конституция РФ и специальный федеральный закон гарантируют каждому право ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Но на практике получение информации нередко связано со многими техническими, организационными и правовыми препонами. Со сбоями работает и система извещения участников судебных и административных разбирательств. Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян отметила, что давно назрела необходимость создания единого «Электронного стража». Это позволит предупредить многочисленные мошенничества, а также сэкономить миллионы рублей на порой бессмысленных почтовых рассылках.

Сведения обо всех взятых гражданином кредитах и займах аккумулируются в бюро кредитных историй (БКИ). Два раза в год каждый может бесплатно получить свое финансовое досье в электронном виде (в бумажном – только один раз). В так называемой дополнительной части, также доступной заемщику, фиксируются запросы банков, микрофинансовых организаций и иных легальных кредиторов.

В то же время эти материалы зачастую разбросаны между семью работающими в России БКИ. Узнать, где искать свое досье, можно в Центральном каталоге кредитных историй, который ведет Банк России. Соответствующий список бесплатно выдается по запросу, отправленному через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Но при отсутствии у заемщика соответствующего аккаунта придется обращаться к нотариусу, в банк или отправлять заверенную телеграмму. Их услуги обойдутся в среднем в тысячу рублей.

Также через Единый портал предоставляется и сама кредитная история. Не зарегистрированным на ЕПГУ придется опять же оплачивать услуги нотариуса, банка или иного так называемого агента. Альтернативный бесплатный вариант – лично обратиться в офисы бюро кредитных историй, большинство которых находятся в Москве (по одному в Санкт-Петербурге и в Волгоградской области).

Однако предупредить выдачу кредита или займа по подложным документам или в режиме онлайн невозможно. Но для защиты от такого мошенничества некоторые БКИ предлагают оформить подписку. Правда, за такой сервис нужно заплатить от 420 до 750 рублей в год. Но учитывая, что не все БКИ готовы предоставлять оперативную информацию, подписка на сообщения от одного не позволит предупредить нарушения.

Исключительно на платной основе собственник вправе получить информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости. Каждая такая выписка в электронной форме обойдется частному заявителю в 130 рублей, в бумажном – 870, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) – 2,9 тысячи. За предоставление сводного списка всех внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и принадлежащих собственнику объектов установлены льготные «оптовые» цены, отдельно оплачивается обработка экстерриториальных запросов. Так, за поиск сведений о расположенных на всей территории России участках, домах, квартирах, помещениях или иных строениях нужно заплатить Росреестру 310 рублей (за каждый найденный объект).

С другой стороны, зафиксировавший в ЕГРН свой адрес электронной почты правообладатель недвижимости должен получать уведомления о попытках совершения электронных сделок с принадлежащими ему объектами. Плата за такую «подписку» не взимается. Вместе с тем информирование легальных владельцев об отчуждении их собственности на основании поданных в бумажном виде документов, через нотариусов или кредитные организации не предусматривается. Более того, действующий федеральный закон запрещает создание альтернативных баз данных внесенных в ЕГРН объектов.

Общие сведения о всей недвижимости бесплатно доступны на сайте регистрирующего органа. Фамилии собственников не публикуются, но размещаются сведения о дате совершаемых сделок. С информацией об участках, домах, квартирах и другой недвижимости, являющихся объектом обложения налогом на имущество физических лиц и земельным налогом, можно бесплатно ознакомиться в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте фискального ведомства. Но эти данные обновляются только ежегодно и с большой задержкой.

Бесплатно каждый желающий вправе получить и так называемую расширенную выписку из государственного реестра транспортных средств. В то же время сервис «подписки» – уведомления владельца об изменении данных зарегистрированного за ним автомобиля ГИБДД не предоставляет.

Основным официальным способом уведомления участников судебных разбирательств до сих пор остаются заказные письма. Причем в отделении связи они хранятся всего неделю, после чего возвращаются. Адресат, который в этот период был в отпуске, командировке, болел и не смог получить депешу, даже не узнает ее содержание. Далеко не всегда почтовики извещают получателей о поступивших на их имя письмах, доказать это практически невозможно. Тогда как согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, возврат письма по истечении срока хранения расценивается как надлежащее информирование гражданина.

В таком же порядке доставляются судебные приказы. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ, должник вправе оспорить их в течение десяти дней со дня получения. Но Верховный Суд РФ предписывает исчислять этот срок со дня окончания семидневного периода хранения корреспонденции. Пропустивший его ответчик должен доказать наличие уважительных причин. Однако в отсутствие информации о вынесенном приказе сделать это чаще всего затруднительно.

В АО «Почта России» утверждают, что зарегистрировавшиеся на сервисе zakaznoe.pochta.ru будут получать уведомления о поступивших судебных извещениях и иной регистрируемой корреспонденции по электронной почте. Но эта система работает только при поступлении отправленных судом или другим лицом электронных заказных писем. Как узнать о поступивших и возвращенных бумажных депешах, в АО «Почта России» пояснить не смогли.

Альтернативный способ информирования участников разбирательств, в том числе по делам об административных правонарушениях, – SMS-сообщения. Чаще всего они отправляются на указанный в протоколе номер мобильного телефона, хотя законом эта процедура не предусмотрена. Служители Фемиды допускают SMS-уведомления только участников споров, которые дали письменное согласие на такой способ получения информации.

Еще более жесткий порядок предусмотрен Налоговым кодексом РФ – требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты отправки заказного письма. Тогда как согласно утвержденным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ нормативам почтовая корреспонденция может доставляться в течение порой двух недель и более. Причем нередко эти контрольные сроки не соблюдаются.

Вступившие в силу 1 января поправки в процессуальные кодексы предусматривают отправку судебных извещений и процессуальных документов через ЕПГУ, систему электронного документооборота и Единую систему межведомственного электронного взаимодействия. Через эти информационные системы фиксируется и время вручения (прочтения) судебных документов. Кроме того, участникам споров, в первую очередь истцам, предписывается самостоятельно проверять информацию о движении дела на сайтах суда. Закон предусматривает, что сведения о принятии искового заявления, времени и месте заседания не менее чем за 15 дней размещаются на сайте суда.

Однако реализация всех этих цифровых сервисов поставлена в зависимость от наличия у судов соответствующей технической возможности. Кроме того, по закону многие дела могут рассматривать в отдаленном от места проживания или нахождения ответчика суде. Создание же сервиса автоматического уведомления граждан и организаций о поступивших в отношении них исках, протоколах об административных правонарушениях и возбуждении иных дел не предусматривается, нет и единой поисковой системы по сайтам судов общей юрисдикции. То есть желающие оперативно получить такие сведения потенциальные участники гражданских и административных споров должны вручную просматривать более двух тысяч сайтов районных и городских судов. Альтернативный вариант – воспользоваться опциями подписки на негосударственных информационных ресурсах (например – на портале «Судебные решения РФ»).

В свою очередь, все сведения о рассматриваемых арбитражными судами делах доступны на едином сайте «Электронное правосудие». Его пользователи могут воспользоваться и сервисом «Электронный страж», информирующим подписчика о поступивших делах по заданному наименованию, ИНН или иным идентификаторам. В открытом доступе находится и банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов. Использование мобильных приложений позволяет оформить подписку и получать уведомления о появлении новой задолженности.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян подчеркнула, что через Единый портал государственных и муниципальных услуг граждане и организации должны информироваться о любых, пусть даже мало-мальски обязывающих действиях.

«Это касается и судебных дел, и получения кредитов и займов, оформления телефонных номеров и так далее. Где-то на имя человека взяли пусть копейку – информация должна немедленно появиться в системе глобального “Электронного стража”. Также пользователи вправе иметь доступ к данным об оформленных на номер их паспорта телефонных номерах, выпущенных электронных подписях и всех иных обязательствах.

Такой подход позволит предупредить многочисленные мошенничества, а также сэкономить миллионы рублей на порой бессмысленных почтовых рассылках», – говорит Елена Авакян.

Но для этого, по ее словам, требуется, чтобы все банки, микрофинансовые организации, бюро кредитных историй, суды и административные органы, операторы связи, предприятия ЖКХ и другие аккуратно вводили информацию об обязательствах в единую систему. В свою очередь, гражданин считается уведомленным, даже если не просматривает Личный кабинет на Едином портале.

Источник – «Агентство правовой информации».

 

Поделиться