Лента новостей
Собрание артефактов для юристов и любителей истории
Корпорация благодарит за служение
«Нам нужна защита нашей профессии»
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Защита профессиональных прав адвокатов: основополагающие понятия и гарантии
Состоялся первый вебинар в рамках специального обучающего курса по защите прав адвокатов
14 марта проведен первый вебинар для членов комиссий по защите прав адвокатов региональных адвокатских палат, тема которого – «Профессиональные права и их нарушения. Обыски в помещениях, используемых адвокатами». На вебинаре выступили председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резник, советник ФПА РФ, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Сергей Краузе и член Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Анастасия Пилипенко.
С приветственным словом к слушателям вебинара обратился председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резник. Он отметил, что защита профессиональных прав адвокатов – возможно, самое важное для адвокатов направление, и неслучайно, что после вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) в региональных адвокатских палатах стали создаваться комиссии по защите профессиональных прав адвокатов. Со временем они наработали практику. Однако нарушения прав адвокатов продолжают иметь место.
Далее Генри Резник представил спикеров вебинара – советника ФПА РФ, председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Сергея Краузе и члена Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Анастасию Пилипенко. Он высоко оценил накопленный ими опыт защиты профессиональных прав адвокатов и выразил уверенность, что он будет чрезвычайно полезен и для членов комиссий по защите прав адвокатов, и для членов советов адвокатских палат, и для адвокатов. Генри Резник пожелал содержательного обсуждения и успехов спикерам и слушателям вебинара.
Сергей Краузе в своем выступлении раскрыл первую из двух тем вебинара, касающуюся профессиональных прав адвокатов и их нарушений. Сергей Краузе отметил, что Закон об адвокатуре и Кодекс профессиональной этики адвоката не содержат определения профессионального права адвоката и его нарушения. В связи с этим, пояснил спикер, эти понятия нужно вывести через те нормы, которыми адвокаты руководствуются в своей деятельности – прежде всего, Закона об адвокатуре. Он обратил внимание, что ст. 6 данного Закона включает две группы полномочий адвоката: 1) предусмотренные процессуальным законодательством в зависимости от его процессуальной роли; 2) прямо указанные в п. 3 ст. 6 указанного Закона.
Эксперт предложил следующее определение профессиональных прав адвоката – «предусмотренные законом и иными нормативными актами правовые возможности, которые реализуются адвокатами в интересах доверителей при осуществлении профессиональной деятельности». Спикер также дал определение нарушения профессиональных прав адвоката, обозначив его как «любые действия (бездействие) и решения должностных и иных лиц, которые каким-либо образом препятствуют адвокатской деятельности, приводят к нарушениям гарантированного законом права на получение доверителями квалифицированной юридической помощи».
Сергей Краузе рассказал, как отграничить нарушение профессиональных прав адвокатов от других нарушений. В частности, он пояснил, что не каждое нарушение процессуального (или иного) закона, допущенное судьей, следователем, дознавателем либо другими лицами, является одновременно нарушением профессиональных прав. Для установления факта нарушения профессиональных прав адвоката следует, помимо констатации случая нарушения закона, проверить наличие последствий в виде создания каких-либо препятствий для осуществления адвокатской деятельности.
Спикер разъяснил, кто является субъектом нарушений профессиональных прав адвокатов, дал классификацию видов нарушений профессиональных прав адвокатов и раскрыл содержание каждой из групп нарушений, перечислив обстоятельства, повышающие риск нарушения профессиональных прав адвокатов.
Член Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Анастасия Пилипенко подчеркнула важность сохранения и защиты адвокатской тайны при проведении обыска, выемки и иных поисковых действий в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности. Она подчеркнула, что закон налагает прямой запрет на изъятие, копирование и даже осмотр информации, содержащей адвокатскую тайну.
Спикер отметила, что, по данным статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2021 г. правоохранителями было подано 430 ходатайств на проведение следственных действий в таких помещениях, из них 396 удовлетворены. При этом в I полугодии 2022 г. подано 248 ходатайств, из них удовлетворено 237. Это свидетельствует о том, что следователи стали чаще обращаться в суд с подобными ходатайствами, в связи с чем проблема проведения обыска, выемки и осмотра в помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, остается актуальной.
Кроме того, были подробно рассмотрены специальные гарантии сохранения адвокатской тайны при проведении указанных следственных действий, предусмотренные ст. 450.1 УПК РФ. Так, Конституционный Суд РФ, с учетом правовых позиций Европейского Суда по правам человека, в своем Постановлении от 17 декабря 2015 г. № 33-П по делу о проверке конституционности п. 7 ч. 2 ст. 29, ч. 4 ст. 165 и ч. 1 ст. 182 УПК РФ в связи с жалобой граждан А.В. Баляна, М.С. Дзюбы и других признал, что действующий УПК РФ не содержит достаточных гарантий, обеспечивающих сохранение тайны, и сформулировал для законодателя правовые механизмы, гарантирующие ее соблюдение. На основе данного постановления в апреле 2017 г. в УПК РФ были внесены изменения (ст. 450.1). К сожалению, заметила лектор, специальные гарантии, касающиеся обыска, Конституционный Суд РФ не распространил на проведение оперативно-разыскных мероприятий (см.: Определение от 28 июня 2018 г. № 1468-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пугачева Максима Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 8 части первой статьи 6 и частью первой статьи 15 Федерального закона ʺОб оперативно-розыскной деятельностиʺ, пунктом 3 статьи 8 Федерального закона ʺОб адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерацииʺ»).
Анастасия Пилипенко напомнила, что обыск в помещении, используемом для осуществления адвокатской деятельности, проводится исключительно в присутствии полномочного представителя адвокатской палаты субъекта РФ, на территории которого проводится это следственное действие. Далее были проанализированы требования УПК РФ к осмотру и выемке, приведены соответствующие рекомендации для адвокатов, а также порядок действий полномочного представителя адвокатской палаты в ходе обыска и после него.
Повторы состоятся 18 и 19 марта 2023 г.