Лента новостей
Фальсификация доказательств: нюансы квалификации
Взгляд экспертов на обеспечение права на защиту при производстве судебных экспертиз
Цифровые технологии помогут доказать
Мнения
К предложениям адвокатского сообщества Удмуртии прислушиваются
Интервью
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Законопроект направлен на реализацию поручения Президента РФ
Минюст объяснил объединение поправок о распределении дел по назначению и о взыскании издержек с осужденных
20 сентября Министерство юстиции РФ прислало ответ на запрос «Адвокатской газеты» о причинах объединения законопроекта о внесении изменений в ст. 50 и 75 УПК РФ в целях совершенствования порядка назначения защитника с новым документом, пишет «АГ». Этот законопроект уже прошел общественное обсуждение весной, тогда как разработка нового документа только началась. Согласно ответу Минюста, новый законопроект направлен на реализацию поручения Президента РФ от 6 апреля 2018 г. по вопросу увеличения размера вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда.
Как уже сообщалось, проектом закона предлагается внести изменения в статьи УК РФ, касающиеся условного осуждения, его отмены или продления испытательного срока, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части более мягким видом наказания. Предусматривается закрепление возмещения осужденным процессуальных издержек по уголовному делу, в том числе сумм, выплаченных адвокату по назначению.
Кроме того, в УПК РФ предусматривается внесение изменений, направленных на закрепление обязанности суда взыскивать процессуальные издержки, связанные с производством по уголовному делу, в том числе на оплату труда адвокатов по назначению.
Также изменениями предлагается дополнить ст. 50 УПК РФ новой частью, согласно которой назначение защитника в случае, если адвокат подозреваемого, обвиняемого не явился или его явка невозможна, осуществляется путем использования автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.
Указывается, что в целях создания гарантий соблюдения установленного порядка назначения адвокатов предлагается также внести изменения в ст. 75 «Недопустимые доказательства» УПК РФ, согласно которым показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием защитника, назначенного с нарушением требований, установленных ст. 50 УПК РФ, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, являются недопустимыми доказательствами.
В апреле Минюст уже проводил общественное обсуждение законопроекта, которым предлагалось внести поправки в ст. 50 и 75 УПК РФ, а в мае он прошел независимую антикоррупционную экспертизу.
Редакция «АГ» обратилась в ведомство с вопросом о том, с чем связано решение включить уже готовый для направления в Правительство проект поправок в состав нового проекта.
Согласно ответу Минюста, новый законопроект направлен на реализацию поручения Президента РФ от 6 апреля 2018 г. по вопросу увеличения размера вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда. Как следует из ответа ведомства, в результате проработки вопросов о внесении связанных с этим изменений в УК РФ и УПК РФ было принято решение о включении положений проекта закона о внесении изменений в ст. 50 и 75 УПК РФ в новый проект поправок.
Ранее исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков высказал мнение, что «объединенный» законопроект – попытка комплексного решения проблемы повышения ставок оплаты защиты по назначению.
«При обсуждении в Правительстве РФ вопроса повышения ставок оплаты защиты по назначению в качестве одного из средств снижения бюджетной нагрузки рассматривался вопрос возвратности в бюджет денежных средств, выплаченных защитнику с применением механизма ст. 132 УПК РФ – взыскание их с осужденного. В этой связи ранее сформулированные законопроектные нормы об автоматизированном распределении дел по назначению и недопустимости показаний обвиняемого в случае нарушения этого порядка были дополнены законодательными предложениями об обязательности учета этих затрат в обвинительном заключении и обсуждении этого вопроса при вынесении приговора, а также стимулировании оплаты судебных издержек при условном осуждении, условно-досрочном освобождении от наказания, замене наказания более мягким и т.п.», – пояснил Андрей Сучков.
Он выразил надежду, что подобное комплексное решение вопроса об организации защиты по назначению и возврате в бюджет выплаченных защитнику денежных средств станет фактором, способствующим принятию положительного решения об увеличении ставок оплаты труда адвоката по назначению дознавателя, следователя или суда.
Андрей Сучков считает, что формирование единого комплексного законопроекта по вопросам защиты по назначению – правильное решение, и это лучше, чем дополнять уже обсужденный текст превосходящим по объему и значимости содержанием. «Надеюсь, что такой подход ускорит прохождение законопроекта, в том числе и в той его части, которая касается внедрения автоматизированного распределения требований о назначении защитника и недопустимости нарушения этого порядка, поскольку в целом законопроект увязан с бюджетным процессом (повышение ставок), который имеет строгие календарные рамки», – указал исполнительный вице-президент ФПА РФ.