Лента новостей

25 апреля 2024 г.
Направления будущей деятельности понятны
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Оксана Сергеева приняла участие в рабочем совещании базовых организаций государств – участников СНГ
24 апреля 2024 г.
«Вся адвокатура говорит вам браво!»
24 апреля в Общественной палате РФ состоялась XXI торжественная церемония награждения высшими адвокатскими наградами им. Ф.Н. Плевако

Мнения

Роман Ахметов
25 апреля 2024 г.
Цифровой образ адвоката
Об участии в Конкурсе адвокатских сайтов – 2023 в качестве члена жюри

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Юридическая значимость психологических знаний

21 мая 2021 г. 17:56

Участникам вебинара ФПА РФ рассказали о возможностях и ограничениях деятельности психолога, участвующего в следственных действиях


21 мая в ходе заключительного вебинара ФПА РФ по программе курса «Специальные знания в деятельности адвоката» главный научный сотрудник Федерального бюджетного учреждения «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» (ФБУ РФЦСЭ) при Минюсте России, главный эксперт ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр», доктор психологических наук Екатерина Васкэ прочитала лекцию на тему «Привлечение психолога в процесс: возможности и ограничения, квалификационные требования, пределы компетенции, использование исследования в доказывании».

В начале своего выступления Екатерина Васкэ обозначила основные проблемы, возникающие при использовании профессиональных психологических знаний в процессуальной форме в уголовном процессе и гражданском судопроизводстве (ст. 57, 58, 425, 191 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ). Очертив актуальные вопросы привлечения психолога в процесс в качестве эксперта, специалиста, участника следственных действий, лектор акцентировала внимание слушателей на растущей популярности у психологов решения «нетривиальных» задач (определение «достоверности» показаний, соотнесение психологического портрета неизвестного преступника заподозренному лицу и т.п.), «набравших обороты» в период ограничений, связанных с COVID-19 («психодиагностические обследования по WhatsApp» и т.д.).

Показав возможности и ограничения деятельности психолога, участвующего в следственных действиях, Екатерина Васкэ очертила пределы допустимости применения различных психотехник и методов воздействия на несовершеннолетнего, обозначив основные ошибки при получении от него уголовно-релевантных сведений, наведения ребенка на желаемый ответ; продемонстрировала возможности и ограничения профайлинга при получении специалистом-психологом юридически значимой информации; обозначила векторы справочно-консультативной деятельности психолога при взаимодействии со следственными и судебными органами.

Спикер обозначила проблемные вопросы привлечения психолога в процесс для «рецензирования» экспертных заключений, проиллюстрировав свою речь примерами из практики. Лектор пояснила, что психолог, привлекаемый в уголовный процесс в непроцессуальной форме, должен соответствовать квалификационным требованиям и четко соблюдать пределы своей профессиональной компетенции. Екатерина Васкэ обозначила специальные психологические знания о юридической значимости диагностируемых явлений и их возможных правовых последствий, которыми должен обладать психолог, привлеченный в процесс для осуществления справочно-консультативной деятельности. Она показала, что используемые психологом-специалистом методические средства и психодиагностические методы должны быть научно обоснованными, внедренными в практику и составлять часть профессионального опыта самого психолога, имеющего обязательное профильное образование.

В своем выступлении Екатерина Васкэ предложила участникам вебинара обратить внимание на Постановление Верховного Суда РФ от 28 апреля 2020 г. № 16-УД20-6 об отмене постановления судьи и передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В этом судебном акте констатируется, что постановка перед экспертами правовых вопросов, в том числе связанных с оценкой правдивости или лживости, то есть достоверности или недостоверности показаний, в силу требований уголовно-процессуального закона не допускается.

Особое внимание было уделено лектором особенностям использованиями сторонами профессиональных психологических знаний в процессуальной и непроцессуальной формах в гражданском судопроизводстве по спорам, связанным с воспитанием детей (об определении места жительства ребенка, определении порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем, об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников); по делам, связанным с ограничением или лишением родительских прав, «отобранием» ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, по делам о восстановлении в родительских правах, об усыновлении и отмене усыновления, об установлении отцовства, об оспаривании отцовства (материнства).

В завершение своего выступления Екатерина Васкэ показала возможности и варианты использования психологического исследования в доказывании, выполненного психологом, привлеченным в процесс. Обозначив необходимые условия для получения адвокатом квалифицированного заключения психолога, лектор очертила новые направления использования профессиональных психологических знаний с учетом стремительного развития интернет- и цифровых технологий.

По окончании лекции Екатерина Васкэ ответила на вопросы слушателей.

Обращаем внимание, что сегодня, 21 мая, вебинар будет доступен до 24.00 (по московскому времени). Повторы трансляции состоятся в субботу и воскресенье, 22 и 23 мая.

Поделиться