Лента новостей

22 сентября 2021 г.
Беззаконие в отношении адвоката
Адвоката более суток удерживали в полиции, требуя подписать сфальсифицированный протокол задержания
21 сентября 2021 г.
В соглашении должна быть некоторая определенность
Совет АП Санкт-Петербурга уточнил, когда обязательства, принятые адвокатом по соглашению, являются исполненными
21 сентября 2021 г.
Фильм Виктора Дашука учит не допускать ошибок прошлого
Специальный выпуск «Нашей Марки» посвящен документальному проекту Виктора Дашука «Витебское дело»

Мнения

Олег Баулин
22 сентября 2021 г.
Второй форум мастеров права
Юристы решили поговорить всерьез о скриншотах

Интервью

Без реальной защиты нет честного и эффективного правосудия
6 сентября 2021 г.
Олег Смирнов
Без реальной защиты нет честного и эффективного правосудия
Только адвокаты способны быстро и эффективно оказывать правовую помощь в условиях чрезвычайной ситуации

Юридическая значимость психологических знаний

21 мая 2021 г. 17:56

Участникам вебинара ФПА РФ рассказали о возможностях и ограничениях деятельности психолога, участвующего в следственных действиях


21 мая в ходе заключительного вебинара ФПА РФ по программе курса «Специальные знания в деятельности адвоката» главный научный сотрудник Федерального бюджетного учреждения «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» (ФБУ РФЦСЭ) при Минюсте России, главный эксперт ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр», доктор психологических наук Екатерина Васкэ прочитала лекцию на тему «Привлечение психолога в процесс: возможности и ограничения, квалификационные требования, пределы компетенции, использование исследования в доказывании».

В начале своего выступления Екатерина Васкэ обозначила основные проблемы, возникающие при использовании профессиональных психологических знаний в процессуальной форме в уголовном процессе и гражданском судопроизводстве (ст. 57, 58, 425, 191 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ). Очертив актуальные вопросы привлечения психолога в процесс в качестве эксперта, специалиста, участника следственных действий, лектор акцентировала внимание слушателей на растущей популярности у психологов решения «нетривиальных» задач (определение «достоверности» показаний, соотнесение психологического портрета неизвестного преступника заподозренному лицу и т.п.), «набравших обороты» в период ограничений, связанных с COVID-19 («психодиагностические обследования по WhatsApp» и т.д.).

Показав возможности и ограничения деятельности психолога, участвующего в следственных действиях, Екатерина Васкэ очертила пределы допустимости применения различных психотехник и методов воздействия на несовершеннолетнего, обозначив основные ошибки при получении от него уголовно-релевантных сведений, наведения ребенка на желаемый ответ; продемонстрировала возможности и ограничения профайлинга при получении специалистом-психологом юридически значимой информации; обозначила векторы справочно-консультативной деятельности психолога при взаимодействии со следственными и судебными органами.

Спикер обозначила проблемные вопросы привлечения психолога в процесс для «рецензирования» экспертных заключений, проиллюстрировав свою речь примерами из практики. Лектор пояснила, что психолог, привлекаемый в уголовный процесс в непроцессуальной форме, должен соответствовать квалификационным требованиям и четко соблюдать пределы своей профессиональной компетенции. Екатерина Васкэ обозначила специальные психологические знания о юридической значимости диагностируемых явлений и их возможных правовых последствий, которыми должен обладать психолог, привлеченный в процесс для осуществления справочно-консультативной деятельности. Она показала, что используемые психологом-специалистом методические средства и психодиагностические методы должны быть научно обоснованными, внедренными в практику и составлять часть профессионального опыта самого психолога, имеющего обязательное профильное образование.

В своем выступлении Екатерина Васкэ предложила участникам вебинара обратить внимание на Постановление Верховного Суда РФ от 28 апреля 2020 г. № 16-УД20-6 об отмене постановления судьи и передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В этом судебном акте констатируется, что постановка перед экспертами правовых вопросов, в том числе связанных с оценкой правдивости или лживости, то есть достоверности или недостоверности показаний, в силу требований уголовно-процессуального закона не допускается.

Особое внимание было уделено лектором особенностям использованиями сторонами профессиональных психологических знаний в процессуальной и непроцессуальной формах в гражданском судопроизводстве по спорам, связанным с воспитанием детей (об определении места жительства ребенка, определении порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем, об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников); по делам, связанным с ограничением или лишением родительских прав, «отобранием» ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, по делам о восстановлении в родительских правах, об усыновлении и отмене усыновления, об установлении отцовства, об оспаривании отцовства (материнства).

В завершение своего выступления Екатерина Васкэ показала возможности и варианты использования психологического исследования в доказывании, выполненного психологом, привлеченным в процесс. Обозначив необходимые условия для получения адвокатом квалифицированного заключения психолога, лектор очертила новые направления использования профессиональных психологических знаний с учетом стремительного развития интернет- и цифровых технологий.

По окончании лекции Екатерина Васкэ ответила на вопросы слушателей.

Обращаем внимание, что сегодня, 21 мая, вебинар будет доступен до 24.00 (по московскому времени). Повторы трансляции состоятся в субботу и воскресенье, 22 и 23 мая.

Поделиться