Лента новостей

6 декабря 2024 г.
Единая понятийная база, безусловно, нужна
В Совете Федерации ФС РФ состоялся круглый стол «Развитие законодательства в цифровой сфере: актуальные проблемы и перспективы»
6 декабря 2024 г.
Поблагодарили за активность
Депутат Государственной Думы ФС РФ Татьяна Буцкая вручила благодарственные письма молодым адвокатам
6 декабря 2024 г.
«Пепеляев: фирменный стиль»
6 декабря 2024 г. отмечает 60-летие адвокат АП Московской области Сергей Геннадьевич Пепеляев

Мнения

Оксана Садчикова
2 декабря 2024 г.
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Об организации празднования 160-летия со дня учреждения российской присяжной адвокатуры «Собрание сословия присяжных поверенных Тифлисской и Новочеркасской судебных палат. XXI век»

Интервью

Грани профессионального мастерства
6 декабря 2024 г.
Сергей Пепеляев
Грани профессионального мастерства
6 декабря управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», адвокат АП Московской области Сергей Пепеляев отмечает 60-летие

В целях эффективного обеспечения защиты государства, граждан и организаций

2 июня 2021 г. 17:37

Предлагается наделить Генпрокуратуру РФ полномочиями по представительству и защите интересов России в международных инстанциях, включая ЕСПЧ


1 июня Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу ФС РФ пакет поправок (законопроекты № 1183775-7 и № 1183777-7), наделяющих Генеральную прокуратуру РФ полномочиями по представлению Российской Федерации в различных международных инстанциях, включая судебные. Статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов РФ Константин Добрынин отметил, что поправки – это скорее юридико-техническое оформление решения, принятого ранее, когда Генпрокуратура РФ забрала существенную часть полномочий от Минюста. «Не стоит ожидать сразу каких-то глобальных перемен в практике, кроме того, что у Генпрокуратуры появятся дополнительное финансирование и зарубежный аппарат», – полагает он.

Как сообщалось ранее, в марте этого года с соответствующим предложением к главе государства обратился Генпрокурор РФ Игорь Краснов. Он указывал, что прокуратура России обладает необходимым инструментарием для наиболее эффективного обеспечения защиты государства, россиян и организаций в международных и зарубежных судебных процессах, поскольку может истребовать материалы уголовных дел в судах и следственных органах, запрашивать сведения, составляющие банковскую и налоговую тайну. Соответственно, сочетание полномочий прокурора и представителя интересов России в ЕСПЧ позволит вмешиваться и устранять нарушение прав гражданина на всех этапах рассмотрения жалобы против России, а по необходимости и примириться с ним, отмечал Игорь Краснов. По его мнению, финансовое и кадровое обеспечение предложенных изменений возможно путем передачи в Генпрокуратуру соответствующих отделов Минюста и бюджетных ассигнований, выделенных на их работу.

Первый законопроект дополняет ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» п. 3.1, согласно которому Генпрокуратура РФ в пределах своей компетенции будет обеспечивать представительство и защиту интересов России в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах). Для этого в ведомстве планируется создать на правах структурного подразделения соответствующий зарубежный аппарат.

Читайте также:
Прокуратура как защитник интересов РФ в международных процессах
Генеральный прокурор РФ обратился к Президенту РФ с инициативой передать Генпрокуратуре полномочия по представлению интересов России в ЕСПЧ, других международных судах и арбитражах

Также предложено дополнить закон ст. 39.1 и 39.2, регламентирующими порядок представления Генпрокуратурой интересов России в различных международных инстанциях и Европейском Суде. Предполагается, что для выполнения этих функций ведомство будет создавать рабочие группы из представителей федеральных, региональных органов госвласти и местного самоуправления, а также привлекать к участию в представительстве и защите интересов РФ российские и иностранные организации, адвокатов, экспертов и иных специалистов. Кроме того, ведомство вправе будет собирать и обобщать информацию о фактической и юридической стороне дела, запрашивать необходимую информацию у различных субъектов и формировать позицию России по делу, а также изучать последствия решений межгосударственных органов, иностранных и международных судов.

Согласно проекту для представления интересов российского государства в ЕСПЧ Генпрокуратура займется обеспечением взаимодействия различных властных структур при исполнении ими постановлений Суда. После получения уведомления о подаче в ЕСПЧ жалобы против РФ ведомство будет незамедлительно информировать об этом заинтересованные госорганы и органы местного самоуправления и, по согласованию с ними, будет отвечать за ведение досудебных переговоров по урегулированию спора, а также заключать с заявителем мировое соглашение. Кроме того, Генпрокуратура будет выплачивать денежную компенсацию по мировому соглашению и контролировать выплаты со стороны национальных инстанций.

Ведомство также будет подавать в ЕСПЧ жалобы о нарушении другими государствами – членами Совета Европы положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и выступать в качестве третьей стороны при рассмотрении таких жалоб. После вынесения Страсбургским судом постановлений о нарушении РФ Конвенции Генпрокуратура будет информировать об этом Конституционный и Верховный суды, иные заинтересованные госструктуры и органы местного самоуправления и будет выплачивать присужденную ЕСПЧ компенсацию заявителю.

В законопроекте отмечено, что обеспечение представительства и защиты интересов России в Европейском Суде будет осуществляться Уполномоченным РФ при Европейском Суде по правам человека, который будет назначаться по представлению Генпрокурора. Об исполнении решений ЕСПЧ ведомство будет информировать постоянного представителя РФ при Совете Европы и оказывать ему консультативное содействие при рассмотрении в Комитете министров Совета Европы вопросов, касающихся нарушений положений Конвенции.

Вторым законопроектом вносятся изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», согласно которым КС РФ будет разрешать по запросам Президента, Правительства, Верховного Суда и Генеральной прокуратуры вопросы о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, предположительно противоречащем Конституции. Также предложено наделить Генпрокуратуру правом обращения с запросом в Конституционный Суд на основании заключения федеральных государственных органов, в компетенцию которых входит принятие мер по исполнению решений межгосударственного органа, либо на основании собственного вывода о невозможности исполнения решения межгосударственного органа.

Статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов РФ Константин Добрынин отметил, что поправки – это скорее юридико-техническое оформление решения, принятого ранее, когда Генпрокуратура забрала существенную часть полномочий от Минюста. «Не стоит ожидать сразу каких-то глобальных перемен в практике, кроме того, что у Генпрокуратуры появятся дополнительное финансирование и зарубежный аппарат», – полагает он.

«Дальше все будет зависеть от того, насколько желание Генпрокурора Игоря Краснова решительно поменять практику по защите интересов России совпадет даже не с возможностями, а с очевидными прикладными умениями. В том числе с самым важным навыком – правильно подбирать и правильно управлять работой иностранных консультантов, ориентируясь в первую очередь не на звучные имена, а на исключительную экспертность в вопросах, поэтому поживем – увидим», – резюмировал Константин Добрынин.

Подробная информация опубликована на сайте advgazeta.ru

Зинаида Павлова

Поделиться