Лента новостей

15 августа 2022 г.
Человек-легенда российской юстиции
Президент России Владимир Путин поручил увековечить память Вениамина Яковлева
12 августа 2022 г.
Обсуждены вопросы внедрения КИС АР
Состоялось рабочее совещание представителей ФПА РФ с заместителем министра юстиции РФ Максимом Бесхмельницыным
11 августа 2022 г.
Досрочное прекращение полномочий Совета адвокатской палаты инициируется только Советом Федеральной палаты
11 августа в смешанном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ

Мнения

Сергей Насонов
15 августа 2022 г.
Запретная презумпция?
Об абсурдности судейского запрета доведения защитником до присяжных заседателей содержания презумпции невиновности

Интервью

Право призвано сделать жизнь предсказуемой, доступной и безопасной
21 июля 2022 г.
Владимир Плигин
Право призвано сделать жизнь предсказуемой, доступной и безопасной
Рождающиеся правовые нормы должны быть законными и легитимными, не опираясь только на предполагаемый большой объем принуждения

Прокуратура как защитник интересов РФ в международных процессах

24 марта 2021 г. 10:46

Генеральный прокурор РФ обратился к Президенту РФ с инициативой передать Генпрокуратуре полномочия по представлению интересов России в ЕСПЧ, других международных судах и арбитражах


Как сообщают СМИ со ссылкой на «РБК», Президент РФ Владимир Путин согласился с предложением и дал соответствующую резолюцию. Статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин отметил, что проблема правовой защиты интересов России в ЕСПЧ шире и не решается механической передачей соответствующих полномочий от Минюста Генпрокуратуре. По его словам, необходим специально уполномоченный государственный орган или специальный представитель, принимающий ответственность за управление рисками, связанными как с уже сложившимися обстоятельствами, так и, возможно, новыми претензиями третьих лиц к РФ, экономическим субъектам РФ и гражданам. К созданию и организации деятельности такого органа важно привлечь ФПА РФ, а также корпоративных юристов, так как именно эти представители российского юридического сообщества обладают необходимыми правовыми компетенциями и практическим опытом, считает эксперт.

В письме на имя главы государства Генпрокурор РФ указал, что внесенные в прошлом году в Конституцию РФ поправки повысили статус прокуратуры. «На общем фоне понижения уровня сотрудничества европейских государств с РФ и в целом непростых взаимоотношений с партнерами по Совету Европы место Прокуратуры РФ в системе координат этой организации по-прежнему высоко, о чем свидетельствует предстоящая в июле 2021 г. в Санкт-Петербурге конференция руководителей прокуратур европейских государств», – подчеркнул Игорь Краснов.

Он добавил, что отечественная прокуратура, выполняя функции, связанные с выдачей и взаимной помощью по уголовным делам, находится на острие взаимодействия с зарубежными партнерами по самым непростым вопросам защиты россиян, преследуемых в иностранных государствах. При этом ситуация с защитой интересов Российской Федерации, российских граждан и организаций по-прежнему остается сложной.

В письме также сообщается, что прокуратура России обладает необходимым инструментарием для наиболее эффективного обеспечения защиты государства, россиян и организаций в международных и зарубежных судебных процессах, поскольку может истребовать материалы уголовных дел в судах и следственных органах, запрашивать сведения, составляющие банковскую и налоговую тайну. Соответственно, сочетание полномочий прокурора и представителя интересов России в ЕСПЧ «позволит вмешиваться и устранять нарушение прав гражданина на всех этапах рассмотрения жалобы против России, а по необходимости и примириться с ним», – отметил Игорь Краснов со ссылкой на аналогичный опыт ряда государств (Албании, Исландии, Испании, Кипра, Мальты, Норвегии, Португалии и Словении). По его мнению, финансовое и кадровое обеспечение предложенных изменений возможно путем передачи в Генпрокуратуру соответствующих отделов Минюста и бюджетных ассигнований, выделенных на их работу.

Статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов РФ Константин Добрынин полагает, что проблема правовой защиты интересов России в ЕСПЧ шире и не решается механической передачей соответствующих полномочий от Минюста Генпрокуратуре. «Нужен принципиально иной системный подход, к которому Россия принципиально не готова. Не важно, кто – Минюст или Генпрокуратура, – представляет страну в ЕСПЧ, важно – как и, главное, эффективно ли защищаются интересы страны и граждан, – подчеркнул он. – В свое время, еще после приснопамятного решения по делу ЮКОСа, хаотичных и кулуарных действий властей, я, будучи сенатором, предлагал премьер-министру Дмитрию Медведеву подумать об ином правовом механизме межведомственного взаимодействия».

По словам Константина Добрынина, его предложение заключалось в создании отдельного механизма, возможно, в виде специально уполномоченного государственного органа или специального представителя, принимающего ответственность за управление рисками, связанными как с уже сложившимися обстоятельствами, так и, возможно, новыми претензиями третьих лиц к РФ, экономическим субъектам РФ и гражданам.

«Этот орган, вероятно, должен быть наделен полномочиями координировать работу всех иных государственных органов, к компетенции которых относятся возможные юридические и финансовые последствия развития ситуации, включая, но не ограничиваясь этим (Минфин, Минюст, МИД, Банк России). К созданию и организации деятельности такого органа важно привлечь Федеральную палату адвокатов, а также корпоративных юристов, так как именно эти представители российского юридического сообщества обладают необходимыми правовыми компетенциями и практическим опытом в подобного рода “военных”, а не линейных юридических проектах. Статус и функции подобного специального органа/специального представителя российской власти должны быть закреплены указом Президента РФ либо специальным федеральным законом», – полагает статс-секретарь ФПА РФ.

Он отметил, что прошло 6 лет с момента этого предложения, и единственное, что придумало государство, это отобрать узкий функционал у Минюста и передать его Генпрокуратуре. «Я с уважением отношусь к коллеге Краснову, и мне нравится его энтузиазм, но я не с меньшим уважением отношусь и к замминистра юстиции Михаилу Гальперину и его профессионализму и не думаю, что предложенный алгоритм существенно что-то изменит. Главное, чтобы хуже не стало, иначе может получиться, как в басне Крылова: “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”», – резюмировал Константин Добрынин.

Редакция «АГ» обратилась за комментариями в Минюст и Генпрокуратуру России, но оперативно получить их, как и сам текст письма Игоря Краснова Президенту РФ, не удалось.

Подробная информация опубликована на advgazeta.ru

Зинаида Павлова
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Поделиться