Лента новостей
Опубликованы итоги конкурса «Лучший процессуальный документ Адвокатской палаты Республики Хакасия имени заслуженного юриста РХ Татьяны Юрьевны Нагрузовой»
Защитникам – об экспертизе
Постановление КС РФ станет основой для внесения серьезных изменений в законодательство
Мнения
Эффект синергии
Интервью
Подавать пример другим
Усилить процессуальные гарантии справедливого правосудия
ФПА поддержала проект федерального закона, направленный на совершенствование порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением
В письме на имя председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Вячеслава Володина изложена правовая позиция ФПА РФ относительно внесенного Верховным Судом РФ законопроекта № 690652-7 «О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается внести в ст. 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) поправки, направленные на совершенствование порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, в том числе путем установления возможности применения особого порядка судебного разбирательства лишь по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Кроме этого, предлагается дополнить ст. 316 УПК РФ частью 91, предусматривающей возможность по результатам рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства вынести постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 239 УПК РФ, а также ст. 251 и 281 УПК РФ.
ФПА РФ считает необходимым поддержать законопроект по следующим основаниям.
Официальная статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ, указанная в пояснительной записке к законопроекту, свидетельствует о тенденции неуклонного увеличения в последние годы количества дел, рассмотренных в особом порядке, который привел к негативным последствиям. В значительном количестве уголовных дел, рассмотренных по правилам главы 40 УПК РФ, граждане лишаются процессуальных гарантий справедливого правосудия, а допускаемые нарушения прав граждан и уголовно-процессуальных норм на стадии предварительного расследования остаются латентными и не выявляются судами. Кроме того, рассмотрение преобладающего количества уголовных дел в особом порядке ведет к снижению качества судопроизводства, профессионального уровня судей, прокуроров и защитников.
ФПА РФ соглашается с авторами законопроекта в том, что дела о преступлениях, отнесенных законом к категории тяжких ввиду их повышенной общественной опасности, как правило, являются особо сложными, затрагивают интересы значительного числа потерпевших, вызывают большой общественный резонанс и освещаются в средствах массовой информации, что требует установления на законодательном уровне высокой степени процессуальных гарантий справедливого правосудия. Обеспечить такие гарантии возможно только при рассмотрении дела в общем порядке судебного разбирательства в условиях действия принципа непосредственности и устности исследования доказательств в судебном заседании. Поэтому ФПА РФ считает обоснованным исключение тяжких преступлений из списка дел, рассматриваемых в особом порядке, чтобы соблюсти процессуальные права обвиняемых и избежать возможных судебных ошибок.
В то же время ФПА РФ предлагает дополнить законопроект, исключив из круга дел, рассматриваемых в особом порядке, преступления средней тяжести, совершаемые в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ). Таким образом, как сказано в письме, «удастся сократить факты незаконного воздействия на предпринимателей с целью понуждения их к признанию вины и участия в особом порядке судебного разбирательства, в том числе и по тем не редким случаям, когда уголовные дела в отношении них возбуждаются по конъюнктурным соображениям с целью захвата их бизнеса или подавления экономической активности».
Указывая на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 62 УК РФ согласие обвиняемого на особый порядок предоставляет ему процессуальную льготу в том, что его наказание не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, то есть законодательно ограничивается лишь верхний предел наказания, а по большинству преступлений, особенно в отношении лиц, ранее не судимых, такая процессуальная гарантия остается не востребованной и при рассмотрении дел в особом порядке подсудимым назначается наказание, такое же, что в общем порядке, ФПА РФ предлагает дополнить ч. 1 ст. 61 УК РФ (обстоятельства, смягчающие наказание) пунктом л): «рассмотрение уголовного дела в порядке, предусмотренном главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
ФПА РФ поддержала также предложение дополнить ст. 316 УПК РФ частью 91, предусматривающей возможность по результатам рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства вынести постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 239 УПК РФ, а также ст. 251 и 281 УПК РФ, полагая, что «данная инициатива Верховного Суда РФ расширяет процессуальные возможности суда и стороны защиты, а также не допускает разных подходов к прекращению уголовных дел в общем и особом порядке судебных разбирательств».
В письме содержится просьба довести позицию Федеральной палаты адвокатов РФ до сведения депутатов Государственной Думы ФС РФ для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.