Лента новостей

23 сентября 2020 г.
Прецедентное дело
Адвокат АП Воронежской области взыскал 50 тыс. руб. компенсации морального вреда с МВД России за незаконный обыск
23 сентября 2020 г.
Риск утраты процессуального документа
Сахалинского адвоката хотят привлечь к уголовной ответственности из-за порванного протокола
23 сентября 2020 г.
«Суд присяжных – вопросы и ответы»
1 и 12 октября состоятся вебинары онлайн-цикла Всероссийских уроков «Суд присяжных – вопросы и ответы»

Мнения

Юрий Петровский
21 сентября 2020 г.
Приоритетные проекты
О планах молодых адвокатов Карелии

Интервью

Отказаться от ограничения права на кассацию
28 июля 2020 г.
Тамара Морщакова
Отказаться от ограничения права на кассацию
Заместитель председателя КС РФ в отставке Тамара Морщакова высказала мнение по поводу предложения ограничить право на кассационное обжалование приговоров сроком в два месяца

Усилить процессуальные гарантии справедливого правосудия

6 декабря 2019 г. 13:59

ФПА поддержала проект федерального закона, направленный на совершенствование порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением


В письме на имя председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Вячеслава Володина изложена правовая позиция ФПА РФ относительно внесенного Верховным Судом РФ законопроекта № 690652-7 «О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается внести в ст. 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) поправки, направленные на совершенствование порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, в том числе путем установления возможности применения особого порядка судебного разбирательства лишь по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Кроме этого, предлагается дополнить ст. 316 УПК РФ частью 91, предусматривающей возможность по результатам рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства вынести постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 239 УПК РФ, а также ст. 251 и 281 УПК РФ.

ФПА РФ считает необходимым поддержать законопроект по следующим основаниям.

Официальная статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ, указанная в пояснительной записке к законопроекту, свидетельствует о тенденции неуклонного увеличения в последние годы количества дел, рассмотренных в особом порядке, который привел к негативным последствиям. В значительном количестве уголовных дел, рассмотренных по правилам главы 40 УПК РФ, граждане лишаются процессуальных гарантий справедливого правосудия, а допускаемые нарушения прав граждан и уголовно-процессуальных норм на стадии предварительного расследования остаются латентными и не выявляются судами. Кроме того, рассмотрение преобладающего количества уголовных дел в особом порядке ведет к снижению качества судопроизводства, профессионального уровня судей, прокуроров и защитников.

ФПА РФ соглашается с авторами законопроекта в том, что дела о преступлениях, отнесенных законом к категории тяжких ввиду их повышенной общественной опасности, как правило, являются особо сложными, затрагивают интересы значительного числа потерпевших, вызывают большой общественный резонанс и освещаются в средствах массовой информации, что требует установления на законодательном уровне высокой степени процессуальных гарантий справедливого правосудия. Обеспечить такие гарантии возможно только при рассмотрении дела в общем порядке судебного разбирательства в условиях действия принципа непосредственности и устности исследования доказательств в судебном заседании. Поэтому ФПА РФ считает обоснованным исключение тяжких преступлений из списка дел, рассматриваемых в особом порядке, чтобы соблюсти процессуальные права обвиняемых и избежать возможных судебных ошибок.

В то же время ФПА РФ предлагает дополнить законопроект, исключив из круга дел, рассматриваемых в особом порядке, преступления средней тяжести, совершаемые в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ). Таким образом, как сказано в письме, «удастся сократить факты незаконного воздействия на предпринимателей с целью понуждения их к признанию вины и участия в особом порядке судебного разбирательства, в том числе и по тем не редким случаям, когда уголовные дела в отношении них возбуждаются по конъюнктурным соображениям с целью захвата их бизнеса или подавления экономической активности».

Указывая на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 62 УК РФ согласие обвиняемого на особый порядок предоставляет ему процессуальную льготу в том, что его наказание не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, то есть законодательно ограничивается лишь верхний предел наказания, а по большинству преступлений, особенно в отношении лиц, ранее не судимых, такая процессуальная гарантия остается не востребованной и при рассмотрении дел в особом порядке подсудимым назначается наказание, такое же, что в общем порядке, ФПА РФ предлагает дополнить ч. 1 ст. 61 УК РФ (обстоятельства, смягчающие наказание) пунктом л): «рассмотрение уголовного дела в порядке, предусмотренном главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

ФПА РФ поддержала также предложение дополнить ст. 316 УПК РФ частью 91, предусматривающей возможность по результатам рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства вынести постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 239 УПК РФ, а также ст. 251 и 281 УПК РФ, полагая, что «данная инициатива Верховного Суда РФ расширяет процессуальные возможности суда и стороны защиты, а также не допускает разных подходов к прекращению уголовных дел в общем и особом порядке судебных разбирательств».

В письме содержится просьба довести позицию Федеральной палаты адвокатов РФ до сведения депутатов Государственной Думы ФС РФ для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

 

Поделиться