Лента новостей

3 марта 2021 г.
Как правильно спросить
Открыта регистрация на дистанционный практический курс по отработке навыков судебного допроса
2 марта 2021 г.
Важный прецедент
Дознаватель исправил ошибку в оплате труда защитника по назначению после жалобы адвоката в суд
2 марта 2021 г.
Освоить новую профессию не выходя из дома
В РААН состоялся выпуск профессиональных медиаторов

Мнения

Елена Солодовникова
1 марта 2021 г.
Подведены итоги деятельности и утверждена реализация проектов на будущее
О работе Совета молодых адвокатов АП Брянской области

Интервью

Социально ориентированная коллегия
25 января 2021 г.
Александр Никифоров
Социально ориентированная коллегия
Статус исполнителя полезных услуг помогает адвокатскому образованию рассчитывать на снижение арендных ставок

Усилить процессуальные гарантии справедливого правосудия

6 декабря 2019 г. 13:59

ФПА поддержала проект федерального закона, направленный на совершенствование порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением


В письме на имя председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Вячеслава Володина изложена правовая позиция ФПА РФ относительно внесенного Верховным Судом РФ законопроекта № 690652-7 «О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается внести в ст. 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) поправки, направленные на совершенствование порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, в том числе путем установления возможности применения особого порядка судебного разбирательства лишь по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Кроме этого, предлагается дополнить ст. 316 УПК РФ частью 91, предусматривающей возможность по результатам рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства вынести постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 239 УПК РФ, а также ст. 251 и 281 УПК РФ.

ФПА РФ считает необходимым поддержать законопроект по следующим основаниям.

Официальная статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ, указанная в пояснительной записке к законопроекту, свидетельствует о тенденции неуклонного увеличения в последние годы количества дел, рассмотренных в особом порядке, который привел к негативным последствиям. В значительном количестве уголовных дел, рассмотренных по правилам главы 40 УПК РФ, граждане лишаются процессуальных гарантий справедливого правосудия, а допускаемые нарушения прав граждан и уголовно-процессуальных норм на стадии предварительного расследования остаются латентными и не выявляются судами. Кроме того, рассмотрение преобладающего количества уголовных дел в особом порядке ведет к снижению качества судопроизводства, профессионального уровня судей, прокуроров и защитников.

ФПА РФ соглашается с авторами законопроекта в том, что дела о преступлениях, отнесенных законом к категории тяжких ввиду их повышенной общественной опасности, как правило, являются особо сложными, затрагивают интересы значительного числа потерпевших, вызывают большой общественный резонанс и освещаются в средствах массовой информации, что требует установления на законодательном уровне высокой степени процессуальных гарантий справедливого правосудия. Обеспечить такие гарантии возможно только при рассмотрении дела в общем порядке судебного разбирательства в условиях действия принципа непосредственности и устности исследования доказательств в судебном заседании. Поэтому ФПА РФ считает обоснованным исключение тяжких преступлений из списка дел, рассматриваемых в особом порядке, чтобы соблюсти процессуальные права обвиняемых и избежать возможных судебных ошибок.

В то же время ФПА РФ предлагает дополнить законопроект, исключив из круга дел, рассматриваемых в особом порядке, преступления средней тяжести, совершаемые в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ). Таким образом, как сказано в письме, «удастся сократить факты незаконного воздействия на предпринимателей с целью понуждения их к признанию вины и участия в особом порядке судебного разбирательства, в том числе и по тем не редким случаям, когда уголовные дела в отношении них возбуждаются по конъюнктурным соображениям с целью захвата их бизнеса или подавления экономической активности».

Указывая на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 62 УК РФ согласие обвиняемого на особый порядок предоставляет ему процессуальную льготу в том, что его наказание не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, то есть законодательно ограничивается лишь верхний предел наказания, а по большинству преступлений, особенно в отношении лиц, ранее не судимых, такая процессуальная гарантия остается не востребованной и при рассмотрении дел в особом порядке подсудимым назначается наказание, такое же, что в общем порядке, ФПА РФ предлагает дополнить ч. 1 ст. 61 УК РФ (обстоятельства, смягчающие наказание) пунктом л): «рассмотрение уголовного дела в порядке, предусмотренном главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

ФПА РФ поддержала также предложение дополнить ст. 316 УПК РФ частью 91, предусматривающей возможность по результатам рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства вынести постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 239 УПК РФ, а также ст. 251 и 281 УПК РФ, полагая, что «данная инициатива Верховного Суда РФ расширяет процессуальные возможности суда и стороны защиты, а также не допускает разных подходов к прекращению уголовных дел в общем и особом порядке судебных разбирательств».

В письме содержится просьба довести позицию Федеральной палаты адвокатов РФ до сведения депутатов Государственной Думы ФС РФ для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

 

Поделиться