Лента новостей
Вебинар ФПА 16 октября
Перспективы реформы юридического рынка и проблема добросовестного поведения в суде
Автор «Адвокатских баталий» награжден медалью ФПА РФ
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Требование УФАС выполнено частично
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу решит, нарушила ли юридическая фирма закон, использовав слово «адвокат» в своей рекламе
Как сообщает «АГ», в ноябре УФАС по Санкт-Петербургу рассмотрит два дела о нарушении Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Юридический консорциум Высшая инстанция». Поводом для их возбуждения стало обращение гражданина В. Христинина, сообщившего, что на сайте фирмы размещена информация о возможности получения адвокатских услуг при обращении к ней. Член Совета АП Санкт-Петербурга Сергей Краузе, представляющий в деле ФПА РФ, предположил, что фирма использовала слово «адвокат» применительно к своим работникам в целях повышения собственной значимости в глазах потребителей. Сергей Краузе также информировал, что до конца года Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга планирует подготовить проект закона о внесении изменений в КоАП РФ с целью введения ответственности за такие правонарушения.
Комиссия УФАС по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в феврале 2018 г. пришла к выводу о нарушении фирмой ст. 14.2 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение» Закона о защите конкуренции.
Было установлено, что в рекламе услуг использовались такие слова, как «волшебный адвокат», «медицинский, наследственный, строительный юрист/адвокат», «адвокаты со связями гарантируют вашу правоту». Кроме того, указывалось на результат: «100% можем все!», «100% защита», «100% победа», «100% гарантии».
Признавая нарушение закона, ведомство отметило, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности. Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ, Федеральной палате адвокатов, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов. Отмечается, что такие ограничения налагались на адвокатов и в момент регистрации ответчика в качестве юридического лица.
«Таким образом, в силу императивных требований действующего законодательства адвокаты не могут являться работками ООО “Юридический консорциум Высшая инстанция” и оказывать свои услуги от его имени», – указывается в заключении комиссии.
В отношении общества было вынесено предупреждение о прекращении действий, содержащих нарушение антимонопольного законодательства, в соответствии с которым требовалось до 20 марта удалить из публичного доступа информацию о возможности получения адвокатских услуг при обращении в компанию.
Требование ведомства было выполнено частично: к установленному сроку на сайте компании осталась следующая информация: «100% победа» и «100% гарантия». При этом ходатайств о продлении сроков исполнения от ответчика не поступило. В связи с этим УФАС возбудило дело по признакам нарушения Закона о защите конкуренции.
К рассмотрению дела была привлечена Федеральная палата адвокатов РФ, которую представлял член Совета АП Санкт-Петербурга, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Сергей Краузе. В ходе заседания Комиссии УФАС по данному делу в июле 2018 г. он подтвердил, что адвокаты не могут быть работниками ООО «Юридический консорциум Высшая инстанция» и, наоборот, работники общества не могут являться адвокатами.
В заключении по итогам заседания (имеется у «АГ») указывается, что использование в предпринимательской деятельности обозначения «адвокат» противоречит законодательству РФ, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости; направлено на получение преимуществ при осуществлении своей деятельности лицами, не являющимися адвокатами, что нарушает требования ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, отмечается, что ответчик не несет предусмотренных ст. 7 Закона об адвокатуре обязанностей, в связи с чем имеет преимущество как перед другими юридическими лицами, оказывающими юридические услуги, так и перед самими адвокатами. «Используя на своем сайте информацию, содержащую слово “адвокат”, Общество сообщает неограниченному кругу лиц, что осуществляет адвокатскую деятельность. Данные действия ответчика вызывают стойкую ассоциацию у потребителя с адвокатами. Потенциальные клиенты ООО “Юридический консорциум Высшая инстанция”, которые бы в обычных условиях обратились к конкурентам ответчика, обратились к ответчику, потому что он ввел их в заблуждение», – отмечается в заключении.
В документе указывается, что рядовой потребитель не обладает специальными познаниями и в его восприятии адвокат априори является профессионалом высокого класса, его услуги более востребованы, чем услуги прочих юристов. Таким образом, своими действиями ответчик получает дополнительные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Кроме того, в действиях юридической фирмы было усмотрено нарушение ст. 14.3 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения» Закона о защите конкуренции в связи с использованием на сайте фразы «Лучшие юристы в СПБ и ЛО».
Ведомство указало, что в соответствии со ст. 14.3 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными. УФАС посчитало необходимым выдать обществу новое предупреждение об изъятии с сайта всей информации, в которой может быть некорректное сравнение.
В сентябре УФАС должно было рассмотреть оба дела и выслушать доводы сторон, однако заседание было отложено до 15 ноября в связи с тем, что компания-ответчик не получила заключения о признании нарушений с ее стороны.
В комментарии «АГ» Сергей Краузе предположил, что организация использовала слово «адвокат» применительно к своим работникам в целях повышения собственной значимости в глазах потребителей. «Этот случай, к сожалению, не единичный. Происходит это отчасти потому, что граждане не всегда понимают разницу между терминами “адвокат” и “юрист”. В свою очередь недобросовестные коммерсанты используют это в собственных целях», – отметил он.
Сергей Краузе считает, что есть две причины, по которым фирма исполнила предупреждение УФАС частично: «Либо потому, что данное предписание трудно исполнить, либо потому, что юридическое лицо не согласно с ним и собирается его оспорить в арбитражном суде».
Адвокат также указал, что до конца года в Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга планируется подготовить проект закона о внесении изменений в КоАП РФ с целью введения ответственности за такие правонарушения. «Этот документ обязательно будет широко опубликован для обсуждения в юридическом сообществе», – отметил Сергей Краузе.
В ООО «Юридический консорциум Высшая инстанция» «АГ» сообщили, что в соответствии с Законом о рекламе компания может указывать на сотрудничество с адвокатами: «Мы передаем заявки на юридические услуги адвокатским образованиям, которые работают в соответствии с Федеральным законом. Подобная деятельность не запрещена законом. Указание на то, что адвокаты работают в компании, на сайте нет, этой же информации нет в предписании УФАС».
Представитель компании также отметил, что информацию на ее сайте заполняют маркетологи и копирайтеры, которые не владеют юридическими тонкостями, тогда как сами юристы не занимаются этой работой, что и приводит к накладкам.
Кроме того, в компании указали, что ранее, получив предписание УФАС, исполнили его в полном объеме. О том, что летом УФАС сделало заключение о нарушении ст. 14.2 Закона о защите конкуренции, в ООО не знали. «Заключение нам не прислали, мы получили его только от “АГ”. Компания “Логос” в лице Христинина ведет посредством ФАС конкурентную борьбу уже целый год. Мы уже поставили задачу перед программистами проверить и убрать указанную в заключении информацию. У ведомства есть наши данные, и связаться с руководством и юристами компании, которые представляли интересы в предыдущих коммуникациях с ФАС, не представлялось сложным», – отметили в «Юридическом консорциуме Высшая инстанция».
К 15 ноября стороны по делу, включая и Федеральную палату адвокатов РФ, должны представить свои пояснения, доказательства и привести свои доводы в отношении изложенных в заключении УФАС обстоятельств.