Лента новостей

8 мая 2024 г.
Вебинар ФПА 15 мая
ФПА РФ продолжает обучение для адвокатов в формате вебинаров
7 мая 2024 г.
Качество правосудия обеспечивается единообразием судебной практики
Председатель Верховного Суда РФ Ирина Подносова дала интервью телеканалу «Россия 24»

Мнения

Удалось соблюсти баланс между визуальным восприятием сайта и его наполнением
О создании индивидуального сайта адвоката и пути к победе на Конкурсе адвокатских сайтов-2023, организованном ФПА РФ

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

Существует запрос на адвокатов-специалистов

6 апреля 2024 г. 07:41

ФПА РФ создала систему повышения профессионального уровня, которая позволяет адвокатам приобретать знания, необходимые для специализации в различных областях


Участники круглого стола «Специализация в адвокатуре как гарантия оказания квалифицированной юридической помощи», проведенного кафедрой адвокатуры МГЮА и ФПА РФ 4 апреля, предлагали различные подходы к специализации, рассматривали соответствующие им требования и задачи, анализировали связанные со специализацией риски и повышенную ответственность, которую она налагает на адвоката, но были едины в том, что специализация нужна. Прозвучало мнение, что специализация в адвокатуре соответствует требованиям Конституции РФ и Закона об адвокатуре и необходимо ее нормативное закрепление. Отмечалось, что созданная Федеральной палатой адвокатов РФ система повышения профессионального мастерства позволяет адвокатам приобретать знания, необходимые для специализации в различных областях права.

Прежде чем перейти к обсуждению ситуации в России, участники круглого стола из выступлений советника ФПА РФ Ольги Шварц, адвоката Федеративной Республики Германия Марии Дерра, члена правления Палаты адвокатов Республики Узбекистан Давронбека Саидова узнали о зарубежном опыте специализации в адвокатуре.

Президент ФПА РФ Светлана Володина сообщила о том, что в работе круглого стола участвуют двое адвокатов, которым недавно присуждены ученые степени докторов юридического администрирования (они являлись докторантами совместной программы дополнительного профессионального образования Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ и ФПА РФ «Доктор юридического администрирования: управление адвокатским бизнесом». – Прим. ред.), и адвокат АП Московской области Арсен Багрян, которому 2 апреля текущего года диссертационный совет МГЮА присвоил ученую степень кандидата юридических наук (научный руководитель – заведующая кафедрой адвокатуры МГЮА Светлана Володина. – Прим. ред.).

Читайте также:
Специализация в адвокатуре как гарантия оказания квалифицированной юридической помощи
Кафедра адвокатуры МГЮА совместно с ФПА РФ провели круглый стол в рамках XI Московского юридического форума

Что такое «антиспециализация»

Затем Светлана Володина пригласила к выступлению вице-президента ФПА РФ, президента АП Московской области, д.ю.н. Алексея Галоганова.

Он напомнил, что на определенных этапах истории отечественной адвокатуры имела место специализация адвокатов: так было и во времена присяжной адвокатуры, и в советский период. И если присяжные поверенные больше разделялись по уголовно-правовой и гражданско-правовой специализации, то в советское время специализация стала более разнообразной. Спикер привел примеры специализации коллегий адвокатов по ДТП, по сельскохозяйственному праву и другим отраслям, а также назвал имена некоторых выдающихся адвокатов-специалистов советского периода.

Основную тему своего выступления Алексей Галоганов определил как «антиспециализация» – явление, которое, по его мнению, встречается на современном этапе. Он, в частности, подверг критике странные и спорные наименования адвокатских образований, а также наименования, имеющие рекламный характер. «Это удар по адвокатуре», – убежден Алексей Галоганов, считая подобные названия недопустимыми. Он выразил надежду на сотрудничество с Минюстом России для решения проблем с одиозными названиями коллегий адвокатов, которые являются одним из проявлений «антиспециализации».

Комментируя его выступление, Светлана Володина отметила, что Минюст России последовательно держит курс на введение «адвокатской монополии» на представительство в суде.

Президента ФПА РФ поддержала участвовавшая в круглом столе судья арбитражного суда из Челябинской области Елена Михайлова, которая заявила о своей личной позиции: «Адвокатской монополии – быть! Потому что когда приходит адвокат в судебное заседание, то сразу понимаешь, что на заседании все будет хорошо: оно пройдет быстро, качественно. Главное, чтобы адвокат специализировался по тому делу, по которому пришел».

Читайте также:
Очевидные плюсы специализации в адвокатуре
Специализация повышает эффективность юридической помощи и увеличивает шансы на успех в делах

Существует запрос на адвокатов-специалистов, а не просто на «хороших адвокатов»

Профессор кафедры адвокатуры МГЮА, д.ю.н. Игорь Яртых высказал точку зрения, что вопрос специализации – это вопрос зарабатывания денег и касается рекламы, а настоящий адвокат – это в первую очередь адвокат, защищающий граждан, и он должен быть универсальным. В качестве примера профессор привел сложный кейс, где для оказания юридической помощи потребовались познания в самых разных областях.

Не отрицая общей уголовно-правовой и гражданско-правовой специализации, Игорь Яртых вместе с тем высказал сомнение в том, что адвокаты, специализирующиеся в определенных сферах уголовного права, могут иметь обширную практику.

«Я считаю, что специализация замечательная вещь, на самом деле! Но очень мало разделов, очень мало отраслей, очень мало составов, которые могут адвоката “прокормить”», – считает он.

«Адвокат, который защищает гражданина и человека, должен быть универсалом. Во всяком случае, он должен быть достаточно хорошо образован, широко образован для того, чтобы разобраться во всем клубке тех проблем, которые возникают у гражданина», – такую позицию отстаивал спикер.

По его мнению, адвокат должен в первую очередь хорошо знать процесс, оперативно-разыскную деятельность, вопросы сбора доказательств и вопросы допустимости этих доказательств.

Советник ФПА РФ, член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин задал спикеру вопрос: нужна ли специализация, во-первых, адвокатам, во-вторых, гражданам и, в-третьих, государству?

Игорь Яртых считает, что гражданам главным образом важна квалификация адвоката, а государству важно, чтобы количество разрешенных уголовных и гражданских дел соответствовало общественному пониманию справедливости и как можно меньше граждан жаловались на адвокатов и представителей других юридических профессий. Кроме того, по мнению докладчика, государству важно, чтобы адвокаты были в профессиональном отношении «на голову выше простых юристов», были честны и добросовестны. Поэтому знания, получаемые на мероприятиях ФПА РФ по повышению профессионального уровня и иных мероприятиях, включая данный круглый стол, отложатся у каждого их участника.

Коснувшись вопроса «адвокатской монополии», Игорь Яртых высказал позицию, что такая монополия в гражданском судопроизводстве должна быть только в апелляционной и кассационной инстанциях, где идет спор о праве.

После выступления Игоря Яртыха Светлана Володина поделилась своим мнением по поводу прозвучавших идей. Она отметила, что государство заинтересовано в специализации, потому что существует запрос на адвокатов-специалистов в определенной области, а не просто на «хороших адвокатов». Светлана Володина назвала имена выдающихся адвокатов, специализировавшихся по делам о ДТП, по авторскому праву, к которым за помощью обращались со всей страны.

Читайте также:
«Конечно, специализация будет»
На круглом столе, проведенном кафедрой адвокатуры МГЮА совместно с ФПА РФ, проанализировали общие и частные аспекты специализации в адвокатуре

Необходимо нормативно закрепить специализацию в адвокатуре

За введение специализации высказался руководитель проектов по судебной работе Российского экспертного центра Александр Касьян в своем докладе «Направления для специализации в адвокатуре: теоретический и практический подход». Он отметил, что специализация отвечает положениям ст. 48 Конституции РФ о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи и ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре), где содержатся определение понятия «адвокат» и перечень видов деятельности адвоката. По мнению Александра Касьяна, из данных норм следует, что адвокат должен быть не просто юристом-универсалом, а специалистом в определенной области. Также он обратил внимание на положения ст. 9 Закона об адвокатуре, содержащее в числе условий приобретения статуса адвоката сдачу квалификационного экзамена. Александр Касьян выразил уверенность в необходимости нормативного закрепления специализации в адвокатуре.

Спикер напомнил, что в 2017 г. Министерством юстиции РФ был подготовлен проект Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи, где содержались положения о специализации. В документе указывалось, что наличие специализации на рынке юридической помощи является основанием для постановки вопроса о специализации адвоката. Специализация должна учитываться при исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей. Концепция предполагала разработку стандартов в таких сферах, как недвижимость, налоговое, семейное, наследственное, трудовое право. Александр Касьян отметил, что в текущем году на Петербургском международном юридическом форуме ожидается выступление министра юстиции РФ Константина Чуйченко с обновленной версией Концепции.

Преимущества и риски специализации в адвокатуре

Адвокат АП Липецкой области Анна Старикова, обосновывая необходимость введения специализации, отметила, что это приведет к улучшению качества работы адвоката и улучшению положения доверителя. Она считает большой проблемой желание некоторых адвокатов охватить специализацией как можно больше отраслей. По ее мнению, браться за все подряд – неправильный подход, который ведет к потере квалификации и авторитета адвоката. Как полагает Анна Старикова, специализацию адвоката необходимо указывать в соглашении об оказании юридической помощи.

Адвокат АП г. Москвы Екатерина Тютюнникова затронула вопрос, является ли «нишевание» юридических услуг адвоката необходимостью или данью моде. Она обратила внимание на дилемму: с одной стороны, адвокат самостоятельно решает, какими направлениями будет заниматься; с другой стороны, молодым адвокатам, недавно получившим статус, бывает сложно находить клиентов только по одной специализации. По мнению Екатерины Тютюнниковой, слишком узкая специализация приведет к проблемам в деятельности адвокатов. В то же время, отметила она, направления деятельности или специализации необходимы. Как полагает спикер, необходимо аккуратное и постепенное введение специализации.

Управляющий партнер, адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и Партнеры» Елена Михалевич отметила, что отраслевая специализация влечет ряд рисков. В частности, в делах, затрагивающих несколько институтов и отраслей права, ведение дел одним адвокатом станет невозможным. Спикер подчеркнула, что, хотя Кодекс профессиональной этики адвоката не содержит запрет адвокату принимать дело, не относящееся к его специализации, однако в силу этических норм адвокат не должен брать такие категории дел, на которых не специализируется. Для адвоката в этом случае появляется риск оказания некачественной юридической помощи, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Введение специализации для адвоката будет означать риск повышения ответственности.

Специализация для адвоката – это повышенная ответственность

Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области Василий Шавин считает, что заявление о специализации может стать основанием возложения на адвоката повышенной ответственности перед доверителем. Данный тезис он рассмотрел на примере дела о взыскании убытков, связанных с доначислением налога в результате оказания консультационных услуг (материал по делу был опубликован в «Адвокатской газете»).

В Определении ВС РФ по этому делу Судебная коллегия по экономическим спорам, говоря о размере ответственности консультанта перед заказчиком и возможности ее договорного ограничения, выделила такой критерий, как «стандарт работы», и обозначила соответственно два стандарта – ординарного юриста и профессионала высокой квалификации, уточнил спикер. Коллегия указала, что на юриста с ординарной степенью навыков и умений несправедливо возлагать имущественную ответственность за возникшую у заказчика проблему. И наоборот, справедливо возлагать такую повышенную ответственность на высокопрофессионального консультанта, даже если в договоре есть оговорка об ограничении ответственности.

Виды специализации и статистика

Советник ФПА РФ, адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Ольга Власова высказалась в поддержку специализации, отметив, что она может быть достаточно узкой. Ольга Власова рассказала об отдельных специализациях в рамках цивилистического направления деятельности адвоката и напомнила, что в разных странах специализация адвокатов может вводиться не только по отраслям, но и по другим критериям. Так, во многих странах правом участвовать в судебных процессах в Верховном суде обладает ограниченное количество адвокатов; в ряде стран есть специализация по территориальному признаку.

Аспирант кафедры адвокатуры МГЮА Александр Калиногорский рассмотрел специализацию как очень важный фактор обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи. Он, в частности, привлек внимание к тому, что в отчетах Федеральной палаты адвокатов РФ приведена статистика, показывающая, какие проводятся адвокатским сообществом мероприятия по повышению квалификации адвокатов. На основе изучения статистики органов прокуратуры, Министерства юстиции РФ, Федеральной палаты адвокатов РФ он пришел к выводу, что ощущается недостаток опубликованной государственной статистики по вопросам специализации в сфере юриспруденции.

Специализация не должна быть обязательной

Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, доцент МГЮА Сергей Макаров высказался за необходимость специализации адвоката при оказании квалифицированной юридической помощи по семейным и наследственным делам. Он обосновал необходимость специализации серьезным усложнением законодательства и сопутствующих сфер, в частности экспертной сферы. Адвокат должен хорошо ориентироваться в тонкостях человеческих взаимоотношений, с тем чтобы постараться сберечь, если это возможно, родственные (семейные) отношения между людьми, уточнил спикер, сославшись, в том числе, на российские традиционные семейно-нравственные ценности, основы государственной политики по сохранению и укреплению которых утверждены Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. «Мы должны этот Указ воспринимать как одно из руководств к действию», – сказал Сергей Макаров. Он также обратил внимание на необходимость повышенного этического стандарта в отношении семейных и наследственных дел.

При этом советник ФПА РФ считает, что не должно быть обязательной специализации, особенно в небольших городах, сельской местности, где адвокату необходимо обладать универсальными знаниями и оказывать юридическую помощь любому, кто к нему приходит. Но если адвокат может позволить себе специализироваться, ему это интересно, он готов совершенствоваться, это нужно обязательно делать. Так, ФПА РФ благодаря своим программам по повышению профессионального мастерства дает адвокатам возможность специализироваться в самых разных отраслях.

Адвокат АП г. Москвы, старший преподаватель Российского университета адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева Рашит Зиганшин также поддержал введение специализации не в чрезмерно жестких рамках, поскольку есть палаты, где количество адвокатов ограничено.

Говоря об уголовно-правовой специализации, он обосновал ее значение в качестве критерия качества юридической помощи. К примеру, при работе по делам в отношении несовершеннолетних очень важны знания психологии: специальные познания необходимы в работе по делам с иностранным элементом. Рашит Зиганшин также отметил, что адвокату важно постоянно развиваться и ФПА РФ создала для адвокатов расширенную программу повышения квалификации, которая позволяет приобретать знания, необходимые для специализации в различных отраслях права.

Советник ФПА РФ, член Совета АП Белгородской области, адвокат ОЦАК г. Белгорода Борис Золотухин также высказался в пользу ограниченной специализации – в зависимости от спроса на юридическую помощь в конкретном регионе. По его мнению, специализация нужна как гражданам, так и самим адвокатам. Он видит перспективу будущих адвокатских образований, заинтересованных в определенной специализации, и убежден, что адвокат, если он хочет быть успешным, должен быть: «А» – универсалом, «В» – специалистом.

Адвокат Московской коллегии адвокатов «СЕД ЛЕКС» Алексей Иванов выступил в поддержку специализации в той форме, когда адвокат целенаправленно занимается определенными категориями дел, совершенствуясь в этой сфере. Качество юридической помощи при такой специализации отвечает всем требованиям. Именно по пути такой «естественной специализации» и следует двигаться, считает Алексей Иванов.

Сергей Гусев, Светлана Рогоцкая, Анна Стороженко

Информация о других выступлениях, прозвучавших на круглом столе, опубликована здесь.


Поделиться