Лента новостей
На два дня Адыгея стала центром юридической мысли и консолидации юридического сообщества
Все его слова – по делу
Адвокаты активно служат гражданскому обществу, оказывая бесплатную юридическую помощь
Мнения
Интервью
Грани профессионального мастерства
Стандарты профессионального саморегулирования
Кодексы этики – это декларации о намерениях, поясняющие, что делают специалисты в той или иной области, чтобы помочь людям
18 мая начался Петербургский международный юридический форум 9 ¾ «Вакцинация правом», который второй год подряд проходит в формате онлайн-дискуссий. Выступая до начала форума, заместитель председателя Правления АО «Газпромбанк» Елена Борисенко отметила, что все устали от онлайн-формата, но его пришлось использовать, чтобы сохранить международный характер ПМЮФ. В будущем, по ее мнению, стоит добавлять данный формат к живому общению, ведь благодаря ему в 2020 г. на форум зарегистрировались более 300 тысяч участников. В этом году в форуме участвуют представители 143 стран. Один из первых круглых столов, проводившихся в день открытия форума, был посвящен кодексам этики как форме саморегулирования юридической профессии.
На мероприятии, которое прошло в смешанном формате по программе трека «Smart-общество», обсуждалась проблема отставания законодательства от потребностей практики, в связи с которой возникает актуальность саморегулирования современных отраслей экономики, в том числе путем подготовки кодексов этического поведения участников правоотношений. Подобные кодексы этики закрепляют основные принципы взаимодействия организаций между собой и организаций с гражданами и государством, а также выступают базой для последующих регуляторных инициатив в данной области. Кодексы этики являются сводами отраслевых стандартов профессионального и этического поведения, которые должны соблюдать участники правоотношений.
Искусственный интеллект – не угроза, а эффективный инструмент
На сегодняшний день в России и зарубежных странах принят ряд кодексов этики. Наряду с Кодексом профессиональной этики адвоката это, например, Кодекс этики использования данных, разработанный с участием Ассоциации больших данных и Института развития Интернета, а в «Сбербанке» был разработан «этический кодекс» применения искусственного интеллекта (ИИ), учитывающий программу реализации Национальной стратегии развития ИИ на период до 2030 г.
Модератор круглого стола, президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова даже заметила, что «сегодня кодексы этики принимают все, кому не лень», и призвала коллег обсудить, зачем нужны такие документы.
Председатель Правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов сказал, что в основе правил поведения должны лежать деловые обычаи. Ничего странного в таких отношениях для права нет, считает он. Технологии быстро меняются, право за ними не поспевает, поэтому приходится прибегать к саморегулированию, не вмешивая в этот процесс государство.
Если все осознают важность исполнения таких этических норм, то все это прекрасно работает. Там же, где кодексов недостаточно, приходится прибегать к государственному регулированию.
Управляющий директор Центра регулирования ИИ ПАО Сбербанк (Центра компетенций «Искусственный интеллект»), к.ю.н. Андрей Незнамов поддержал тезис об инертности права и подчеркнул, что саморегулирование является важнейшим элементом воздействия на новые технологии. Быстрая смена общественных отношений требует адекватного реагирования. Он сообщил, что в современном обществе существует более 30 корпоративных правил этики только в сфере ИИ.
Региональный директор по правовым и корпоративным вопросам и внешним связям компании Microsoft Europe Джефф Буллвинкель рассказал о способах саморегулирования в компании Microsoft, где разработан кодекс этики, провозглашающий такие принципы работы с ИИ, как ответственность, безопасность и приватность персональных данных, справедливость, устойчивость и транспарентность. Важно, чтобы сотрудники компании понимали и соблюдали эти принципы, это позволит обеспечить эффективность ее работы. Механизмы регулирования, по его словам, должны быть гибкими, не ограничивающими развитие новых технологий.
Директор по развитию технологий искусственного интеллекта компании «Яндекс» Александр Крайнов обратил внимание на то, что развитие ИИ отличается своеобразной драматургией, где между ним и человечеством наблюдается противодействие. Поэтому компании вынуждены развеивать сомнения, убеждая, что они не делают «роботов-убийц». Если все компании, производящие, например, бутилированную воду, договорятся, что они не будут подмешивать примеси в свой продукт, всем бы это очень понравилось. Так же и в других профессиях, считает спикер, следует использовать этические принципы, чтобы можно было бы рекомендовать гражданам продукцию или услуги тех или иных корпораций. Людям проще довериться тем профессионалам, например врачам или юристам, которые в своей деятельности руководствуются принятым в корпорации этическим кодексом.
Резюмируя сказанное экспертами, Анна Серебряникова сделала вывод, что кодексы этики – это декларации о намерениях, поясняющие, что делают специалисты в той или иной области, чтобы помочь людям и защитить их интересы. Кодексы этики важны для повышения репутации компаний, которые хотят, чтобы их продукции доверяли потребители, добавил Игорь Дроздов.
Константин Катанян