Лента новостей
Единая понятийная база, безусловно, нужна
Поблагодарили за активность
«Пепеляев: фирменный стиль»
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
Грани профессионального мастерства
«Поправки разрешат проблему “нестыковки” данных адвокатского и налогового учетов»
Правительство повторно внесло в Думу масштабные поправки в налоговое законодательство
По мнению члена Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Вячеслава Голенева, поправки разрешат проблему «нестыковки» данных адвокатского и налогового учетов. Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян отметила, что Федеральная палата адвокатов готова, как это и было согласовано в дорожной карте, взаимодействовать с Федеральной налоговой службой в части подтверждения информации о статусе адвоката путем межведомственного взаимодействия КИС АР с информационной системой ФНС России через СМЭВ. Согласно законопроекту эта норма вступает в силу после принятия изменений в Закон об адвокатуре, которые будут способствовать подключению Комплексной информационной системы адвокатуры России к СМЭВ. Это процесс не быстрый, и на момент вступления в силу поправок в Налоговый кодекс ФПА РФ еще не будет включена в СМЭВ, а следовательно, в этом смысле переходный период требует корректировки, добавила Елена Авакян.
Как сообщает «АГ», 31 мая в Госдуму поступил законопроект № 369931-8, который предполагает внесение масштабных изменений в Налоговый кодекс. Поправки представлены на рассмотрение депутатов повторно, поскольку в апреле аналогичный проект почти сразу после внесения был отозван Правительством РФ для технической доработки.
Ключевые положения
Законопроект, в частности, предлагает наделить ФНС России полномочиями по утверждению порядка постановки на учет (снятия с учета) лиц в налоговых органах, оснований и порядка внесения изменений в учетные данные, перечня и формы документов, необходимых для постановки на учет / снятия с него лиц в налоговых органах, порядка заполнения, направления и получения такой документации, а также полномочиями по определению особенностей учета крупнейших налогоплательщиков (в том числе установлению критериев отнесения лиц к таким субъектам). Также предлагается установить основания для учета в налоговых органах иностранцев, получающих доходы от вкладов в российских банках, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу.
Предлагается изменить порядок получения сведений об адвокатах: вместо получения налоговиками информации от адвокатских палат субъектов РФ предусмотрено ее получение с помощью Комплексной информационной системы адвокатуры России. В пояснительной записке указано, что нормативная регламентация КИС АР запланирована к 2024 г. в целях реализации федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды». В связи с этим Федеральная палата адвокатов РФ обязана будет не позднее десятого числа каждого месяца сообщать ФНС посредством КИС АР сведения об адвокатах, внесенных в предшествующем месяце в Единый госреестр адвокатов или исключенных из него (в том числе о внесении исправлений или изменений в вышеуказанные сведения), о принятых в этом месяце решениях о приостановлении или возобновлении и восстановлении статуса адвоката, а также сведения об избранной адвокатами форме адвокатского образования. При этом отмечено, что до дня вступления в силу закона, регламентирующего деятельность Комплексной информационной системы адвокатуры России, Федеральная палата адвокатов РФ вправе не исполнять обязанность, возложенную на нее п. 2 ст. 85 НК РФ, а сообщать сведения в налоговые органы будут адвокатские палаты субъектов РФ.
Поправки также предлагают совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров в части упрощения и расширения его действия на споры имущественного характера, возникающие в результате реализации актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц. При этом ИП получат возможность использовать личный кабинет налогоплательщика.
Также планируется внедрение возможности уведомления налогоплательщиком налогового органа о наделении отдельного лица полномочиями его представителя до вступления в налоговые правоотношения, что позволит отказаться от регулярного подтверждения последним своих прав на представление интересов конкретного лица. ФНС России получит ряд новых полномочий: в частности, речь идет об установлении возможности возмещения НДС и акцизов участникам налогового мониторинга в общем порядке (в случае отказа от заявительного порядка); уточнении порядка предоставления доступа налоговикам на территорию или в помещение участника налогового мониторинга для осуществления осмотра.
Предлагается расширение применения ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом при принятии налоговым органом обеспечительных мер согласно п. 10 ст. 101 Кодекса. Налоговые органы также получат полномочия, в частности на применение обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия ИФНС и приостановления операций по счетам в банке налоговым органом согласно установленной последовательности их применения исходя из фактического наличия имущества плательщика, с учетом имеющейся у налоговиков информации.
Планируется внедрить в налоговые правоотношения электронную банковскую гарантию: одним из условий для применения возмещения сумм НДС, акцизов станет предоставление налогоплательщиком вместе с декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующей банковской гарантии.
Кроме того, предусматривается усиление ответственности налогового агента за непредставление налоговикам расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, уточнение обязанности налогового агента по уплате налога в случае выплаты дохода в адрес иностранной организации. Также предложено скорректировать существующий механизм пересчета суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в российскую валюту, установив в качестве момента, когда налоговые агенты обязаны осуществить пересчет по официальному курсу ЦБ, дату выплаты дохода. «В настоящий момент налоговые агенты осуществляют пересчет на дату уплаты налога, что приводит к возникновению сложностей как у налоговых агентов, например при проведении операции на следующий банковский день, так и у налоговых органов при отражении обязательств по перечислению налога по результатам мероприятий налогового контроля», – полагают авторы поправок.
Поправки вносят ряд изменений в федеральные налоги и спецрежимы. В частности, освобождаются от НДС услуги застройщика, оказываемые на основании ДДУ, согласно которому объектом долевого строительства являются нежилые помещения (в том числе гаражи и машино-места) в многоквартирном жилом доме. Увеличивается со 100 до 300 руб. лимит расходов на приобретение или создание единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, освобождаемых от НДС, поскольку текущий лимит указанных расходов не пересматривался с 2005 г.
Законопроект предусматривает изменения в порядок уплаты НДС при предоставлении на территории РФ органами госвласти и управления, а также органами местного самоуправления права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), согласно которому такой налог исчисляет и уплачивает в бюджет покупатель (получатель) таких прав. По налогу на прибыль продлевается до 2030 г. 50-процентное ограничение по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах. Планируется уточнить перечень внереализационных доходов в виде разницы между суммой налоговых вычетов и суммами акциза, начисленными при совершении операции, указанной в подп. 38 п. 1 ст. 182 НК РФ.
Поправками упрощается порядок получения социальных вычетов по НДФЛ, иностранные юрлица получат функции налоговых агентов по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физлицам, выполняющим работы и услуги на территории РФ, в том числе в области информационных технологий. Источниками выплаты доходов в рамках НДФЛ предложено считать российские организации, ИП, частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.
Кроме того, совершенствуется международное налогообложение: в частности, устанавливаются механизмы противодействия размыванию налоговой базы путем злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства иностранными организациями при осуществлении деятельности на территории РФ. Упрощается порядок освобождения от налогообложения т/с, находящихся в розыске.
Адвокаты прокомментировали самые важные, по их мнению, предложения
Адвокат АП г. Москвы, член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Вячеслав Голенев считает, что поправки разрешат проблему «нестыковки» данных адвокатского и налогового учетов. «Сам сталкивался с этой проблемой: несмотря на уведомление палатой в надлежащий срок о смене адвокатского образования, налоговый орган просто “не видел” смену адвокатского образования, хотя документы дошли до инспекции. “Видимо, не дошли до моих рук”, – сетовал инспектор. С электронным документооборотом такой обмен данными должен упроститься и исключить возникающие на практике вопросы по налоговому учету, адресованные инспекциями адвокатам», – полагает он.
По словам эксперта, самым обсуждаемым в юридическом сообществе является вопрос об обложении НДФЛ российских граждан, выехавших за рубеж. «В законопроекте предлагается следующий подход, согласно которому налогообложение будет производиться в отношении следующих поступлений: доходов работников по трудовым договорам, кроме случая налогообложения доходов, полученных от отношений с зарубежными обособленными подразделениями, вне зависимости от резидентства работника; по гражданско-правовым договорам с учетом фактов использования российских ресурсов и/или наличия налогового резидентства РФ. Оба типа доходов подлежат обложению по стандартным ставкам 13/15%, ранее предлагалось 30%. Следовательно, это потенциальное снижение налогового бремени», – подчеркнул адвокат.
Вячеслав Голенев добавил, что услуги застройщика, оказываемые при строительстве помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию), теперь не подлежат освобождению от налогообложения, что влечет за собой потенциальное повышение стоимости апартаментов не менее чем на 20% на рынке (на размер ставки НДС).
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян отметила, что в законопроекте после возврата из Правительства РФ по части адвокатуры никаких изменений не произошло. «Наша позиция заключается в следующем: само по себе это положение приветствуется, и, конечно, мы готовы, как это и было согласовано в дорожной карте, взаимодействовать с Федеральной налоговой службой в части подтверждения ФПА РФ информации о статусе адвоката путем межведомственного взаимодействия КИС АР с информационной системой ФНС России через СМЭВ. Однако в проекте закона указано, что эта норма вступает в силу после принятия изменений в Закон об адвокатуре, которые будут способствовать подключению Комплексной информационной системы адвокатуры России к СМЭВ. Это процесс не быстрый, и на момент вступления в силу поправок в Налоговый кодекс ФПА РФ еще не будет включена в СМЭВ. Поэтому в этом смысле переходный период требует корректировки», – полагает она.
Зинаида Павлова