Лента новостей
Наше будущее – цифровое и платформенное
Дискуссия о фундаментальном понимании роли и места адвокатуры в правоприменительной системе и системе общественного устройства
«Главное – это адвокатская деятельность и те, кто ею занимается»
Мнения
Как корабль назовете, так корабль и поплывет
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Основы общей и адвокатской этики
Участникам онлайн-конференции ФПА РФ рассказали о базовых этических ценностях адвокатского сообщества
Вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев выступил на Всероссийской научно-практической онлайн-конференции для молодых адвокатов «Нужен ли кодекс этики в XXI веке?» с докладом на тему «Основы этического регулирования адвокатской деятельности».
Свое выступление Михаил Толчеев начал с того, что тема конференции у него ассоциируется с вопросом, нужна ли вообще адвокатская корпорация в XXI в., поскольку как любая социальная общность адвокатура формируется на основе общих ценностей и идей, которые определяют ее уникальность и цели существования.
Иногда мы не задумываемся о базовых понятиях этических основ, отталкиваясь от различных отправных точек, отметил спикер. Когда мы говорим об этике, вспоминаем Аристотеля и Фому Аквинского – основателей этой науки. Не отрицая терминологических различий понятий «этика», «мораль» и «нравственность», Михаил Толчеев предложил рассматривать их как синонимы в контексте обсуждения, а этику – как свод систематизированных этических правил определенной социальной общности.
Сравнивая нормы этики и правовые нормы, мы часто заблуждаемся, полагая, что этика и нормативное урегулирование находятся в одной плоскости. Правовые нормы устанавливают формальные границы допустимого поведения, тогда как этика определяет мотивы поступков, соответствуют ли они нашему пониманию о должном. Соотнесение же добра и зла с общими ценностями – это прерогатива нравственности.
Спикер рассказал о консеквенциальном подходе, когда этическая приемлемость поступка выводится из его последствий. Этично ли, например, пожертвовать одним человеком, спасая пять? Порой в рамках утилитарного подхода мы положительно отвечаем на этот вопрос. Однако история научной мысли выработала и другие подходы, когда минимизация ущерба недопустима с этической точки зрения. Михаил Толчеев коснулся принципов категорического императива Иммануила Канта, считавшего, что мы не всегда можем выразить свои поступки, формализовать существующие отношения, а наши поступки определяют императивы – веления совести. Когда человек не только поступает правильно, но и по правильным причинам.
Если закон устанавливает формально-логическую схему поведения, то, по мнению лектора, иногда он может быть использован во вред. И если человек действует недобросовестно, возникает злоупотребление правом. Злоупотребить нормами этики нельзя, так как мы интуитивно-экспертным путем оцениваем бесконечное множество вариантов поведения человека и соотносим его с нашим внутренним совокупным пониманием того, что хорошо, а что плохо, что есть добро, а что – зло. Поэтому мы не можем создать определенный набор правил, предлагающий четкий алгоритм решений, и каждый раз будем давать этическую оценку своим действиям.
Михаил Толчеев затронул этику отдельных социальных групп и общей теории конфликта, когда разные группы конкурируют по поводу контроля доминирующих социокультурных моделей.
Признание и защита этих общих для корпорации ценностей, по его словам, не могут рассматриваться в качестве «дискриминации по профессиональному признаку». «Но на самом деле никакой дискриминации здесь нет, потому что члены корпорации сами определяют вводимые ограничения в соответствии с определенными целями», – разъяснил он. Произнося присягу, претендент заключает символический контракт с корпорацией, по которому сообщество признает его соответствие требованиям, предъявляемым к адвокату, а он принимает и обязуется защищать ценности сообщества, признает над собой юрисдикцию корпорации, ее право выносить суждение о соответствии его поступков этическим требованиям сообщества.
На примере свободы распоряжения собственностью, ограниченной сделками, спикер показал, что отдельные социальные группы отражают уникальную систему ценностей именно данного сообщества. А свобода совести для каждого ограничена, в частности, дополнительными обязательствами человека, принявшего церковный сан. И здесь, говоря уже о профессиональной этике адвоката, нужно вспомнить, что изначально термин profession означал постриг в монахи. Так что идея служения некоторому предназначению присуща и сегодняшнему адвокату.
Вице-президент ФПА РФ назвал понятия, которыми оперирует адвокатская этика, такие как «присяга» или «статус адвоката», а также указал, что базовые этические ценности сообщества закреплены в Законе об адвокатуре и КПЭА. «Адвокаты – это профессионалы, для которых добросовестное служение закону является высшей ценностью», – заключил он.
Трансляция будет доступна с 11.00 до 24.00 8 октября. Повтор состоится 10 октября.
Пресс-служба ФПА РФ