Лента новостей

5 марта 2021 г.
Кредит на судебный процесс: за и против
«Разумная обоснованность» глазами судьи и адвоката
5 марта 2021 г.
Надежда на окончательное устранение всех затруднений
Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области начало выплату задолженности адвокатам региона
4 марта 2021 г.
Эффективность границ применения «гонорара успеха» покажет практика
Адвокаты рассказали о том, как используется эта форма оплаты и изменилось ли что-то после ее закрепления в законе

Мнения

Елена Кузьмина
4 марта 2021 г.
Поправка, необходимая адвокатам и гражданам
Об изменениях регионального закона, позволяющих обеспечить оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помочь

Интервью

Социально ориентированная коллегия
25 января 2021 г.
Александр Никифоров
Социально ориентированная коллегия
Статус исполнителя полезных услуг помогает адвокатскому образованию рассчитывать на снижение арендных ставок

Основы общей и адвокатской этики

8 октября 2020 г. 17:43

Участникам онлайн-конференции ФПА РФ рассказали о базовых этических ценностях адвокатского сообщества


Вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев выступил на Всероссийской научно-практической онлайн-конференции для молодых адвокатов «Нужен ли кодекс этики в XXI веке?» с докладом на тему «Основы этического регулирования адвокатской деятельности».

Свое выступление Михаил Толчеев начал с того, что тема конференции у него ассоциируется с вопросом, нужна ли вообще адвокатская корпорация в XXI в., поскольку как любая социальная общность адвокатура формируется на основе общих ценностей и идей, которые определяют ее уникальность и цели существования.

Иногда мы не задумываемся о базовых понятиях этических основ, отталкиваясь от различных отправных точек, отметил спикер. Когда мы говорим об этике, вспоминаем Аристотеля и Фому Аквинского – основателей этой науки. Не отрицая терминологических различий понятий «этика», «мораль» и «нравственность», Михаил Толчеев предложил рассматривать их как синонимы в контексте обсуждения, а этику – как свод систематизированных этических правил определенной социальной общности.

Сравнивая нормы этики и правовые нормы, мы часто заблуждаемся, полагая, что этика и нормативное урегулирование находятся в одной плоскости. Правовые нормы устанавливают формальные границы допустимого поведения, тогда как этика определяет мотивы поступков, соответствуют ли они нашему пониманию о должном. Соотнесение же добра и зла с общими ценностями – это прерогатива нравственности.

Спикер рассказал о консеквенциальном подходе, когда этическая приемлемость поступка выводится из его последствий. Этично ли, например, пожертвовать одним человеком, спасая пять? Порой в рамках утилитарного подхода мы положительно отвечаем на этот вопрос. Однако история научной мысли выработала и другие подходы, когда минимизация ущерба недопустима с этической точки зрения. Михаил Толчеев коснулся принципов категорического императива Иммануила Канта, считавшего, что мы не всегда можем выразить свои поступки, формализовать существующие отношения, а наши поступки определяют императивы – веления совести. Когда человек не только поступает правильно, но и по правильным причинам.

Если закон устанавливает формально-логическую схему поведения, то, по мнению лектора, иногда он может быть использован во вред. И если человек действует недобросовестно, возникает злоупотребление правом. Злоупотребить нормами этики нельзя, так как мы интуитивно-экспертным путем оцениваем бесконечное множество вариантов поведения человека и соотносим его с нашим внутренним совокупным пониманием того, что хорошо, а что плохо, что есть добро, а что – зло. Поэтому мы не можем создать определенный набор правил, предлагающий четкий алгоритм решений, и каждый раз будем давать этическую оценку своим действиям.

Михаил Толчеев затронул этику отдельных социальных групп и общей теории конфликта, когда разные группы конкурируют по поводу контроля доминирующих социокультурных моделей.

Признание и защита этих общих для корпорации ценностей, по его словам, не могут рассматриваться в качестве «дискриминации по профессиональному признаку». «Но на самом деле никакой дискриминации здесь нет, потому что члены корпорации сами определяют вводимые ограничения в соответствии с определенными целями», – разъяснил он. Произнося присягу, претендент заключает символический контракт с корпорацией, по которому сообщество признает его соответствие требованиям, предъявляемым к адвокату, а он принимает и обязуется защищать ценности сообщества, признает над собой юрисдикцию корпорации, ее право выносить суждение о соответствии его поступков этическим требованиям сообщества.

На примере свободы распоряжения собственностью, ограниченной сделками, спикер показал, что отдельные социальные группы отражают уникальную систему ценностей именно данного сообщества. А свобода совести для каждого ограничена, в частности, дополнительными обязательствами человека, принявшего церковный сан. И здесь, говоря уже о профессиональной этике адвоката, нужно вспомнить, что изначально термин profession означал постриг в монахи. Так что идея служения некоторому предназначению присуща и сегодняшнему адвокату.

Вице-президент ФПА РФ назвал понятия, которыми оперирует адвокатская этика, такие как «присяга» или «статус адвоката», а также указал, что базовые этические ценности сообщества закреплены в Законе об адвокатуре и КПЭА. «Адвокаты – это профессионалы, для которых добросовестное служение закону является высшей ценностью», – заключил он.

Трансляция будет доступна с 11.00 до 24.00 8 октября. Повтор состоится 10 октября.

Пресс-служба ФПА РФ

Поделиться