Лента новостей

3 мая 2024 г.
Документ довольно точно отражает действительное положение дел в сфере оказания БЮП
В ФПА РФ прокомментировали доклад Минюста России о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в 2023 г.
3 мая 2024 г.
Собранные идеи составят ресурс для будущих стратегий и решений
Открыт сбор предложений по темам для Петербургского международного юридического форума – 2024

Мнения

Денис Смирнов
3 мая 2024 г.
Адвокаты должны предупреждать об опасности нежелательных организаций
О правовом просвещении с целью формирования правовой культуры, уважительного отношения к закону и противодействия деструктивным течениям

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

Законопроект соответствует позиции ФПА

14 декабря 2022 г. 10:13

Бывшие адвокаты, совершившие преступление, смогут быть представителями в суде?


Как сообщает «АГ», Минюст опубликовал для общественного обсуждения проект закона, которым предусматривается ограничение во времени действия запрета на представительство в суде лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора о признании его виновным в умышленном преступлении. Документ разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда № 49-П/2022 от 10 ноября. Согласно законопроекту ограничение на представительство будет равно сроку судимости за совершение умышленного преступления, но не менее пяти лет с момента принятия решения о прекращении статуса адвоката. Вице-президент ФПА Олег Баулин указал, что предложения законопроекта соответствуют позиции Федеральной палаты адвокатов, которая неоднократно высказывалась о том, что неблагоприятные последствия совершения преступления, включая запрет на представительство, не могут быть бессрочными.

Читайте также:
Ни одно неблагоприятное последствие совершения преступления не может быть бессрочным
КС дал возможность бывшим адвокатам, совершившим преступление, быть представителями в суде

Напомним, с жалобой в Конституционный Суд обратился юрист Сергей Шалавин, которому Раздольненский районный суд Республики Крым вернул исковое заявление, поданное в качестве представителя К., посчитав, что он не вправе осуществлять судебное представительство. Суд пояснил, что статус адвоката Сергея Шалавина был прекращен 11 августа 2005 г. на основании подп. 4 п. 1 ст. 17 Закона об адвокатуре, то есть в связи со вступлением в законную силу приговора о признании его виновным в умышленном преступлении, а потому в силу абз. 2 п. 3 той же статьи он не вправе быть представителем в суде, за исключением участия в процессе в качестве законного представителя. Решение было оставлено вышестоящими судами без изменения.

Так как статус адвоката Сергея Шалавина был прекращен 11 августа 2005 г. в связи со вступлением в законную силу приговора, а абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре вступил в силу 1 марта 2021 г., он посчитал, что это законоположение не соответствует Конституции в той мере, в какой позволяет суду не допускать в процесс в качестве представителя лицо, чей статус адвоката прекращен до даты вступления в силу данного законоположения – 1 марта 2021 г.

Изучив дело, КС признал абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре не противоречащим Конституции в той мере, в какой он предусматривает в качестве последствия решения о прекращении статуса адвоката в связи со вступлением в законную силу приговора суда о признании лица виновным в совершении умышленного преступления установление запрета этому лицу быть представителем в суде (за исключением участия его в процессе в качестве законного представителя). В то же время Суд признал данное положение не соответствующим Конституции в той мере, в какой оно вводит бессрочный запрет быть представителем в суде для лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора о признании его виновным в совершении умышленного преступления.

Конституционный Суд постановил, что до внесения изменений срок действия запрета быть представителем в суде должен признаваться равным сроку судимости, но составлять не менее пяти лет с момента принятия решения о прекращении статуса адвоката, а в случае прекращения статуса адвоката по иным перечисленным в абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре основаниям – должен быть равным указанному в решении о прекращении статуса адвоката сроку, по истечении которого лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.

В пояснительной записке к проекту закона Минюст отметил, что действующие в настоящее время положения Закона об адвокатуре были закреплены из-за необходимости урегулировать статус адвоката таким образом, чтобы он мог эффективно выполнять функции правовой защиты, возложенные на него Конституцией и федеральным законом. Кроме того, государство призвано не допускать использование статуса адвоката вопреки своему предназначению и должно обеспечивать правовыми средствами доверие общества к деятельности адвокатов и институту адвокатуры в целом, тем самым защищая право граждан на судебную защиту и право на получение ими юридической помощи.

Поправками предлагается внести изменения в п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре, установив в абз. 2 конкретный срок, в течение которого лицу, статус адвоката которого прекращен по основанию, предусмотренному подп. 4 п. 1 ст. 17 Закона, запрещено быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя. При этом запрет на осуществление судебного представительства для лица, адвокатский статус которого прекращен в связи с признанием его виновным в умышленном преступлении, предлагается установить в течение срока судимости за совершение умышленного преступления, но не менее пяти лет с момента принятия решения о прекращении статуса.

В целях исключения бессрочного ограничения права на свободное распоряжение своими способностями к труду лиц, чей статус адвоката прекращен по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, нарушения адвокатом норм КПЭА, незаконного использования или разглашения информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи доверителю, либо систематического несоблюдения установленных законодательством требований к адвокатскому запросу проект предлагается дополнить положением, устанавливающим запрет для лица, чей статус прекращен по вышеуказанным основаниям, осуществлять судебное представительство, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя, в течение указанного в решении о прекращении статуса адвоката срока, по истечении которого лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.

«Поскольку установление бессрочного запрета на осуществление судебного представительства для лиц, статус которых прекращен по основаниям пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 63-ФЗ, является чрезмерной мерой в отношении указанных лиц и выходит за рамки допустимых ограничений права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, то вышеуказанные изменения позволят установить соразмерные ограничения права для лиц, статус которых прекращен, осуществлять судебное представительство, не нарушив при этом баланс конституционных ценностей», – считают авторы законопроекта.

В комментарии «АГ» вице-президент ФПА Олег Баулин отметил, что законопроект практически дословно воспроизводит положение п. 3 Постановления КС № 49-П/2022, в соответствии с которым срок действия запрета быть представителем в суде для лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора суда о признании этого лица виновным в совершении умышленного преступления, должен признаваться равным сроку судимости, но составлять не менее пяти лет с момента принятия решения о прекращении статуса адвоката.

Олег Баулин указал, что предложения законопроекта соответствуют позиции Федеральной палаты адвокатов, которая неоднократно высказывалась о том, что неблагоприятные последствия совершения преступления, включая запрет на представительство, не могут быть бессрочными.

Не менее позитивным, по его мнению, является отношение к использованию в целях определения срока ограничения судебного представительства положений КПЭА. «Вслед за Конституционным Судом в качестве минимального возможного срока, в течение которого сохраняется запрет на представительство, Минюст России предлагает использовать установленный п. 7 ст. 18 КПЭА предельный пятилетний период, в течение которого лицо, лишенное статуса адвоката, не допускается к сдаче квалификационного экзамена. В отношении иных оснований прекращения статуса адвоката, реализуемых в рамках дисциплинарных производств (подп. 1, 2 и 2.1 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре), для решения вопроса о периоде действия запрета на судебное представительство в законопроекте также предлагается руководствоваться сроком, определяемым органами адвокатского сообщества по правилам п. 7 ст. 18 КПЭА», – пояснил Олег Баулин.

Подробная информация на «АГ».

Марина Нагорная

Поделиться