Лента новостей
Собрание артефактов для юристов и любителей истории
Корпорация благодарит за служение
«Нам нужна защита нашей профессии»
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Законопроект необходимо доработать
Опубликована правовая позиция ФПА РФ на законопроект, регламентирующий защиту прав несовершеннолетних, в отношении которых государство принимает меры принудительного характера
Федеральная палата адвокатов РФ направила председателю Государственной Думы Вячеславу Володину правовую позицию на законопроект № 618625-7 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”». ФПА в целом поддержала законопроект и отметила положения, нуждающиеся в доработке.
Законопроект предусматривает закрепление системного правового регулирования рассмотрения судами в административном судопроизводстве дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в учебных учреждениях закрытого типа и центрах временного содержания, с целью обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод несовершеннолетних, основных процессуальных гарантий несовершеннолетних и интересов ребенка.
Федеральная палата адвокатов РФ в своей правовой позиции заявила о поддержке законопроекта в целом, поскольку он призван повысить уровень защиты прав несовершеннолетних граждан.
В то же время ФПА РФ считает принципиально важным оценивать проект с учетом того, что содержание несовершеннолетнего лица – как в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, так и в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, в конституционно-правовом смысле является «лишением свободы». Поэтому при решении указанных вопросов несовершеннолетнему лицу должны быть предоставлены все необходимые конституционные и международно-правовые гарантии защиты от незаконного ограничения свободы, включая обязательное участие адвоката.
Однако, по мнению ФПА РФ, законопроект не в полной мере соответствует этим требованиям, поэтому нуждается в доработке. Так, проект (ч. 3, 5 ст. 285.9 КАС РФ) содержит ссылку на возможность назначения адвоката в качестве представителя несовершеннолетнего лица. Но указанное назначение может быть произведено только в том случае, если у суда отсутствуют сведения о наличии у несовершеннолетнего лица представителя, отвечающего требованиям ст. 55 Кодекса. ФПА РФ считает, что судебное представительство в административном судопроизводстве по делам данной категории должно быть сугубо профессиональным. Это будет полностью соответствовать как конституционным правам, предусмотренным ч. 1, 2 ст. 48 Конституции РФ, так и праву несовершеннолетнего лица на обеспечение бесплатной юридической помощи с участием адвокатов (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
В то же время участие в качестве представителя иного лица, обладающего юридическим образованием, не будет гарантировать его квалификацию, поскольку указанное лицо, в отличие от адвоката, имеющего соответствующий статус, не обязано каким-либо образом подтверждать имеющийся опыт юридической деятельности.
«Исходя из предлагаемых законопроектом изменений, вполне допустима ситуация, когда лицо, имеющее юридическое образование, но не имеющее никакого опыта юридической деятельности, будет представлять интересы особо уязвимой категории граждан по вопросу лишения их свободы. Считаем, что указанная ситуация недопустима, законопроект в данной части, по нашему мнению, подлежит корректировке», – отмечается в правовой позиции ФПА РФ.
Кроме того, ФПА РФ просит учесть, что указанный законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму в одном пакете с проектами федеральных законов, предусматривающими, в частности, внесение изменений в ст. 432 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которой до настоящего времени регламентируются в том числе вопросы направления несовершеннолетних лиц в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Статьей предусмотрено обязательное участие в судебном заседании именно адвоката. Ссылки на иное лицо, обладающее высшим образованием и выступающее в защиту интересов несовершеннолетнего, не содержится. Принятие изменений в КАС РФ связано с одновременным изъятием описанной нормы из УПК РФ.
Таким образом, уверены в ФПА РФ, предлагаемый законопроект в указанной части влечет ухудшение прав несовершеннолетних по сравнению с правами, которыми они обладали до его принятия, что недопустимо.
В законопроекте (ч. 1, 3 ст. 285.6 КАС РФ) также содержатся требования о том, что административное исковое заявление о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания, продлении установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в центре временного содержания подается органом внутренних дел в суд не позднее, чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетнего в указанном центре.
При этом ч. 4 ст. 285.6 КАС РФ имеет ссылку на то, что несоблюдение вышеуказанных сроков не влечет возвращения или отказа в принятии административного искового заявления, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении.
В правовой позиции ФПА РФ обращает внимание, что предлагаемая редакция ч. 4 ст. 285.6 КАС РФ указывает на абсолютную необязательность соблюдения двадцатичетырехчасового срока, что может повлечь массу нарушений. Административное исковое заявление будет подаваться в суд непосредственно перед судебным заседанием, что, в свою очередь, лишит несовершеннолетнее лицо, а также его адвоката полноценного права на защиту – права иметь необходимое время для подготовки к судебному заседанию и права сформулировать свои возражения относительно заявленного административного иска.
ФПА РФ считает важным учесть, что согласно действующей редакции ч. 1 ст. 177 КАС РФ решение суда принимается немедленно после разбирательства административного дела. По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу (ч. 2 ст. 177 КАС РФ).
Законопроект же предлагает установить порядок (ч. 3 ст. 285.11, ч. 8 ст. 285.18), при котором мотивированное решение должно быть изготовлено в день его принятия. В то же время обоснования необходимости предлагаемой отсрочки изготовления мотивированного решения он не требует. По мнению ФПА РФ, указанный пункт подлежит исключению как ставящий под угрозу права несовершеннолетнего лица на немедленное ознакомление с судебным актом, на основании которого он лишен свободы.
Также обращается внимание на то, что действующее законодательство предусматривает обязательное участие в судебном заседании представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а предлагаемый законопроект обязательного участия такого представителя не требует. Он лишь указывает на то, что при необходимости суд может привлечь к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 3 ст. 285.9 проекта).
ФПА РФ выражает опасение, что с принятием законопроекта № 618625-7 может ухудшиться положение несовершеннолетних лиц в результате необязательности привлечения к участию в деле указанной комиссии. «Такое ухудшение положения недопустимо, в любом случае должно быть мотивировано, а в настоящее время такая мотивировка отсутствует», – отмечается в правовой позиции.
Федеральная палата адвокатов РФ обратилась к председателю Государственной Думы Вячеславу Володину с просьбой довести позицию ФПА РФ до сведения депутатов Государственной Думы для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по законопроекту № 618625-7 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”».