Лента новостей

16 июня 2021 г.
Значимый для адвокатов законопроект
В Госдуму внесен законопроект о страховании денежных средств на счетах адвокатов и нотариусов
16 июня 2021 г.
Порядок предоставления осужденным свиданий с адвокатами или иными лицами уточнен
Владимир Путин подписал закон, запрещающий адвокатам проносить телефоны в исправительные колонии
15 июня 2021 г.
Обоснованная позиция суда
КС: Осужденный, являющийся потерпевшим по другому делу, вправе знакомиться с его материалами как лично, так и через адвоката

Мнения

Евгений Панин
16 июня 2021 г.
Все пути ведут в Ялту
О предстоящем Третьем Всероссийском конгрессе молодых адвокатов

Интервью

Наша общая цель – независимость адвокатуры
15 апреля 2021 г.
Иван Казаков
Наша общая цель – независимость адвокатуры
Именно совместными усилиями и единой позицией адвокатских палат России и ФПА РФ можно достичь необходимых результатов

Вызовы глобальной цифровизации

8 июня 2021 г. 17:30

Невозможно возвести новую «китайскую стену» на пути иностранных технологий, даже если написать много строгих законов


8 июня первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова провела круглый стол на тему «Правовые стимулы и правовые ограничения: ответ на вызовы глобальной цифровизации». Федеральную палату адвокатов РФ представляла член Совета ФПА РФ, советник ФПА РФ Елена Авакян, которая, в отличие от многих ораторов, призвала думать не о запрете зарубежного контента, а о конкурентной борьбе с ним.

К участию в мероприятии, которое прошло в режиме видео-конференц-связи, были приглашены специалисты Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства экономического развития РФ, представители научного и экспертного сообществ.

Модератор начала дискуссию о современных вызовах цифровизации с напоминания, что эта очень актуальная проблематика обсуждается в СФ чуть ли не в еженедельном режиме. На прошлой неделе, например, прошли парламентские слушания о неприкосновенности частной жизни в условиях цифровизации.

Взрывной рост информационных технологий вынуждает каждый государственный орган владеть такими технологиями, отметила Ирина Рукавишникова. При этом необходимо решить, в частности, следующие задачи: расширить применение отечественных технологий и обеспечить защиту прав граждан от незаконного распространения персональных данных, обеспечить исключение недобросовестной конкуренции. И главная задача в этой области – сохранение национальной безопасности.

Сенатор вкратце охарактеризовала состояние отечественного законодательства, касающегося информационных технологий, вспомнила Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и внесенные в него поправки, рассказала о планируемом нормативном регулировании и перечислила ряд направлений работы законодателя, ориентированной на создание «бесшумной цифровой среды» и защиту конфиденциальности сведений о гражданах.

Член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин высказал мнение, что чем больше благ мы получаем благодаря цифровым технологиям, тем больше мы должны быть готовы к отражению тех вызовов, которые порождены IT-технологиями. Распространение развитых цифровых технологий, по словам спикера, становится инструментом иностранного вмешательства в суверенные дела нашей страны. В частности, здесь можно говорить об информационно-психологическом воздействии на российских граждан ряда сетевых сообществ и пользовательских аккаунтов. При технологической отсталости России это создает ряд угроз. В связи с этим Александр Башкин заявил о необходимости безотлагательной разработки новых или совершенствовании существующих законов, касающихся информационно-цифровой сферы.

Заместитель директора Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Кузнецов поддержал тезисы, прозвучавшие из уст предыдущего оратора, и заметил, что зарубежные IT-компании выборочно исполняют российское законодательство. Поэтому необходимо, чтобы они, имея влияние на наше население, обязательно имели бы представительства на территории РФ. «У нас уже есть положительные примеры, когда иностранные компании успешно работают в нашей стране», – констатировал спикер.

О временных вызовах и угрозах, связанных с Интернетом, говорила и советник Министерства иностранных дел РФ Ольга Мельникова. Она напомнила, что сохранение цифрового суверенитета является важным фактором существования государства. Крупные IT-корпорации и IT-бизнес, находясь в другой юрисдикции, стремятся конкурировать с государством и ее правовыми институтами, дестабилизируя ее общественные отношения и нарушая права граждан и государства на защиту своего информационного пространства. Это, по ее словам, «вынуждает нас развивать свое законодательство, принимая меры, которые, впрочем, ничем не жестче, чем в других странах».

«Все государства должны равноправно участвовать в управлении Интернетом, сохраняя право регулировать национальный сегмент Глобальной сети», – уверена Ольга Мельникова. Она призвала взять курс на распространение отечественных цифровых продуктов, способных успешно конкурировать с иностранными.

Заместитель директора Департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития РФ Алексей Минаев рассказал о механизме экспериментальных правовых режимов, где правительство позволяет некоторым компаниям работать не по действующим законам, а по более благоприятным, экспериментальным регулятивным актам. Речь идет, например, о появлении беспилотного транспорта, который развивается, несмотря на законодательный запрет, о телемедицине и других проектах.

Спикер выразил надежду, что законодатель предоставит правительству разрешение на одобрение такого рода экспериментов, которые позволят на время снять барьеры, чтобы доказать безопасность новых технологий.

Профессор Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Анна Попова представила на основании научных данных удивительную цифру – она сообщила, что за прошедший год количество используемых цифровых технологий возросло в 249 раз. Искусственный интеллект (ИИ) все чаще использует биометрические персональные данные, тогда как в России многие биометрические данные вообще не защищены законом, поскольку у нас к персональным данным относят лишь физиологические и биологические сведения. Европейские страны уже назвали биометрию «чувствительной информацией» и запрещают ее неправомерное распространение. России еще только предстоит внести статью о недопустимости подделки биометрических данных в УК РФ, считает Анна Попова.

 

О возможностях правового регулирования деятельности интернет-компаний рассказал член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения АЮР Борис Едидин.

Подытоживая все выступления, член Совета ФПА РФ Елена Авакян назвала несколько глобальных проблем, рожденных бурной цифровизацией. Она предостерегла от попыток установить цифровую диктатуру, то есть от манипулятивного использования цифровых технологий, которые искушают государство осуществлять тотальный контроль над всеми и каждым. «От цифровой диктатуры очень трудно сделать шаг к цифровой демократии», – заметила Елена Георгиевна. По ее словам, социальный мониторинг, которым изначально ограничиваются лишь нежелательные социальные элементы, приводит в итоге к всеобщему нарушению права на приватность.

Применение средств ИИ позволяет узнать человека лучше, чем знает себя он сам, предупредила Елена Авакян. Достаточно проанализировать его посты в социальных сетях. Такой анализ раскрывает внутренние глубины подсознания, раскрывает его общественные связи, позволяет оказать на него давление, в результате чего человек перестает прогрессировать. Спикер сообщила, что в Европе намерены принять Конвенцию об ограничении использования ИИ, от которой пострадает неотвратимость наказания в пользу обеспечения приватности. Адвокатура, по ее словам, тоже считает, что вызовы нового времени рождают новые презумпции.

В своем коротком выступлении член Совета ФПА РФ успела затронуть проблему неравенства доступа участников одних и тех же процессов к элементам цифрового анализа. Например, Верховный Суд России намерен создать электронного помощника судьи, который будет готовить проекты судебных актов, однако даже не закладывается механизм ознакомления сторон с проектами решений, которые будут предложены судье.

Развитие надгосударственных платформ тоже вызывает опасение. Эти платформы, как подметила Елена Авакян, уже начинают выполнять все функции государства. А государство отстает в технологическом развитии. Например, в России до сих пор не автоматизированы многие государственные структуры, относящиеся к уголовному преследованию. Адвокатуре, которая создает свою информационную систему, готовую к интеграции с государственными системами, в данном направлении просто не с чем интегрироваться.

В конце своего выступления спикер сделала вывод, что удержать всемирный информационный поток, как и лавину, невозможно. Возвести новую «китайскую стену» не получится, а если строгими законами «выдавить» зарубежный контент за границу, то мы проиграем в конкурентной борьбе. Следует не бороться с отдельными проявлениями иностранного влияния, а создать и развить и конкурентную среду. Запреты не приведут к успеху, заключила Елена Авакян.

Константин Катанян

Поделиться