Лента новостей
Индексация оплаты защиты по назначению
Судебный активизм не должен выходить за пределы принципа состязательности
Мнения
Папы всякие важны, папы всякие нужны
Интервью
Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
Воспрепятствование реализации полноценной защиты и осуществлению адвокатской деятельности
В Челябинске адвокатам необоснованно отказывают в ознакомлении с делами в кассации
На сайте АП Челябинской области (АП ЧО) опубликовано обращение президента палаты Ивана Казакова председателю Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сергею Минину о недопустимости воспрепятствования профессиональным правам адвокатов при рассмотрении дел в этом суде. Одним из поводов для обращения послужило поступившее в АП ЧО сообщение судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ларисы Гагариной (есть у «АГ»), из которого следует, что 10 июня адвокат Екатерина Ильченко в качестве защитника по назначению приняла участие в судебном заседании о пересмотре приговора и апелляционного определения, вынесенных по делу осужденной А. Судья указала, что в ходе судебного заседания судебная коллегия приняла решение заменить защитника другим, в связи с чем рассмотрение было отложено на другую дату. По словам Екатерины Ильченко, в суде ей не дали время на ознакомление с 52 томами уголовного дела и попытались заменить ее другим защитником. Президент АП Челябинской области Иван Казаков сообщил, что проблема носит массовый характер, и он планирует лично обсудить ее с председателем Седьмого кассационного суда.
«После судебного заседания в Адвокатскую палату Челябинской области 10 июня 2021 г. направлена заявка о назначении адвоката для осуществления защиты осужденной А. в судебном заседании 17 июня 2021 г. Данную заявку вновь приняла адвокат Екатерина Ильченко, которая, зная о том, что не сможет принимать участие в судебном заседании 17 июня 2021 г. в связи с принятием решения о ее замене иным защитником, не отказывается от принятой заявки, что препятствует своевременному назначению другого адвоката», – отметила Лариса Гагарина, попросив палату заменить Екатерину Ильченко иным адвокатом.
В Адвокатской палате провели проверку данной ситуации, по результатам которой выяснилось, что требование суда о замене адвоката было связано с тем, что Екатерина Ильченко заявила ходатайство о предоставлении ей времени, необходимого для ознакомления с материалами дела, так как ей был выделен перед судебным заседанием всего один час для ознакомления с 52 томами уголовного дела.
Об этом факте Иван Казаков указал в своем обращении к Сергею Минину. Президент АП Челябинской области также отметил, что в палату поступают сообщения и от других адвокатов, участвующих в рассмотрении дел в этом кассационном суде, о том, что при подготовке к процессам и ознакомлении с делами им создаются условия, препятствующие реализации полноценной защиты и осуществлению адвокатской деятельности. «Для ознакомления с делами выделяется только два дня в неделю. При этом предоставляется крайне незначительное время для осуществления полноценной зашиты граждан, что в конечном счете влечет нарушение права на защиту», – подчеркивается в обращении.
Президент АП ЧО подчеркнул, что подобное отношение судей к выполнению адвокатами своих обязанностей по осуществлению защиты граждан не может быть признано правильным и обоснованным. «Полагаю, что для нормальной работы адвокатов по делам, дающей возможность надлежащим образом осуществлять защиту граждан, необходимо предоставить возможность адвокатам осуществлять подготовку к участию в судебных заседаниях и знакомиться с делами во все рабочие дни недели, с предоставлением адвокатам необходимого времени для изучения дел», – заключил Иван Казаков.
В комментарии «АГ» адвокат Екатерина Ильченко предположила, что действия судей судебной коллегии Седьмого кассационного суда на заседании 10 июня, скорее всего, носили спланированный характер, который нивелирует цели создания в РФ системы кассационных судов общей юрисдикции. «Все началось еще накануне вечером перед судебным заседанием, когда мне пришла заявка на участие в качестве защитника в уголовном деле А. Я сразу же позвонила секретарю судьи Ларисы Гагариной, в производстве которой находилась уголовное дело, которая сообщила мне, что материалы дела состоят из 52 томов, и предложила отказаться от участия в нем. Мною был дан отрицательный ответ, в связи с чем я задала вопрос: почему меня заранее не уведомили о дате судебного заседания и не предоставили достаточного времени для подготовки, поскольку дело поступило еще в апреле. На что секретарь суда как-то слишком легко призналась, что это ее упущение», – рассказала она.
По словам Екатерины Ильченко, на следующий день перед судебным заседанием ей предоставили возможность ознакомления с некоторыми томами дела в течение одного часа. В суде на стадии заявлений она подала ходатайство об отложении судебного заседания в связи с ненадлежащим извещением, недостаточностью предоставленного для ознакомления времени и большим объемом дела. «Судья Лариса Гагарина задала мне вопрос о возможности моей подготовки к делу на 17 июня, что фактически, с учетом выходных и праздничного дней, составляло четыре дня. Я ответила, что в целях эффективного оказания квалифицированной юридической помощи мне понадобится не менее трех недель. На что судья сообщила, что суд намерен рассмотреть дело не позднее указанной даты, и спросила меня, знаю ли я, что адвокат не имеет права принимать поручение на защиту в связи с загруженностью. Не дождавшись моего ответа, судья Лариса Гагарина сделала вывод о моей “неспособности” осуществлять защиту осужденной гражданки и поставила на обсуждение сторон вопрос об отстранении адвоката от уголовного дела в связи с неспособностью осуществления защиты. Прокурор посчитал возможным мое отстранение, при этом мое мнение судью не интересовало, и уголовное дело было отложено на несколько дней. В этот же день на мое имя вновь поступила заявка от судьи Ларисы Гагариной на защиту осужденной А., после чего со мной связался помощник судьи и предложил отказаться от заявки под угрозой вынесения частного определения в связи с воспрепятствованием судебному разбирательству», – рассказала она.
Адвокат добавила, что сам по себе вывод судей о ее «неспособности» осуществлять защиту А. является оскорбительным, так как способности и профессионализм адвоката не должны оцениваться скоростью изучения уголовного дела, а желание избежать задержек в рассмотрении дела не должно быть достигнуто за счет ограничения процессуальных прав стороны защиты. «В связи с этим я планирую обратиться в квалификационную коллегию судей с жалобой на действия судьи Ларисы Гагариной и просьбой оценить уровень ее профессионализма», – сообщила Екатерина Ильченко.
В свою очередь президент АП Челябинской области Иван Казаков сообщил, что он планирует лично обсудить эту проблему с председателем Седьмого кассационного суда Сергеем Мининым: «Подобные нарушения профессиональных прав адвокатов недопустимы и создают правовую неразбериху. Дело в том, что рассматриваемый случай далеко не первый: ранее в палату обращались пять адвокатов по данной проблеме, соответственно, она носит массовый характер».
Зинаида Павлова