Лента новостей
По одной тысяче рублей на помощь курским коллегам
Поддержано предложение о помощи коллегам из приграничных районов
Мнения
Шесть успешных проектов за год
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Важная часть образовательного процесса
Принят закон, разрешающий студентам проходить практику у адвокатов-«кабинетчиков»
7 февраля Государственная Дума ФС РФ в третьем чтении приняла закон (законопроект № 86110-8), вносящий изменения в ст. 13 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленные на расширение круга лиц, у которых может быть организована практическая подготовка студентов. В частности, в п. 2 ч. 7 ст. 13 Закона об образовании будет зафиксировано, что к организациям, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, приравниваются адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, пишет «АГ». Ранее президент ФПА РФ Светлана Володина отмечала, что практика учащихся является очень важной частью образовательного процесса. По ее мнению, к этой части приковано огромное внимание, поскольку за счет прохождения практики формируются навыки, вытекающие из получения знаний. «Для адвокатуры очень важно, чтобы любые адвокатские образования, в том числе адвокатские кабинеты, могли принимать студентов и проводить обучающую практику», – подчеркивала она.
Напомним, в ноябре 2021 г. Минобрнауки РФ представило для общественного обсуждения проект поправок в Закон об образовании, которым предлагалось разрешить студентам проходить практику у адвокатов-«кабинетчиков». Так, в ст. 2 указанного закона планировалось ввести понятие «профильные организации», которыми предлагалось считать юридических лиц, ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, которые осуществляют деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
К внесению проекта закона в Госдуму он претерпел некоторые изменения. Так, к организациям, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, приравниваются адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Соответствующие изменения будут зафиксированы в п. 2 ч. 7 ст. 13 Закона об образовании.
Как отмечается в пояснительной записке, в условиях действующего законодательного регулирования исключается возможность организации проведения практической подготовки у таких субъектов, которые осуществляют профессиональную деятельность без образования юридического лица, в том числе у индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем ограничение круга субъектов, у которых может быть организована практическая подготовка, по признаку только лишь организационно-правовой формы осуществления профессиональной (экономической) деятельности создает неоправданные затруднения для получения обучающимися практического опыта во многих отраслях, где распространены и развиваются формы индивидуальной (самостоятельной) занятости (адвокатура, нотариат, текстильная и легкая промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и др.), и может служить препятствием в достижении государственных приоритетов развития национальной экономической системы.
«Очевидно, что система образования должна соответствовать структурным целям и потребностям рынка труда, что на современном этапе предполагает, в частности, создание условий для развития самореализации граждан посредством самостоятельной профессиональной и экономической деятельности в целях укрепления малого (среднего) предпринимательства. Этому должны служить и инструменты практической подготовки обучающихся, направленные на непосредственное усвоение необходимых профессиональных компетенций (навыков) и способствующие улучшению и ускорению адаптации обучающихся после завершения освоения образовательной программы к реальным условиям избранного направления деятельности», – указывали авторы проекта.
Разработчики уверены, что реализация закона будет способствовать повышению эффективности образовательной деятельности через усиление ее взаимосвязей с реальной профессиональной и экономической практикой, послужит фактором диверсификации российской экономики путем развития направлений самостоятельной профессиональной и экономической самореализации граждан наряду с отношениями трудового найма.
Ранее в комментарии «АГ» президент ФПА РФ Светлана Володина отмечала, что практика учащихся является очень важной частью образовательного процесса. По ее мнению, к этой части приковано огромное внимание, поскольку за счет прохождения практики формируются навыки, вытекающие из получения знаний. «Для адвокатуры очень важно, чтобы любые адвокатские образования, в том числе адвокатские кабинеты, могли принимать студентов и проводить обучающую практику», – подчеркивала она.
Анжела Арстанова
Фото: lori.ru