Лента новостей

25 апреля 2025 г.
Безопасность и преимущества платформы цифрового рубля
Советник ФПА РФ Елена Авакян приняла участие в Юридическом форуме «Безопасный бизнес – 2025»
25 апреля 2025 г.
Дискуссия о будущем рынка юридических услуг в Казахстане
Первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев выступил на заседании Экспертного совета Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан
24 апреля 2025 г.
Новые формы помощи, используемые адвокатами, доказали свою эффективность
Президент ФПА РФ Светлана Володина выступила на Всероссийском совещании по вопросам оказания БЮП участникам СВО и членам их семей

Мнения

Юрий Пилипенко
23 апреля 2025 г.
Достижение глобального порядка для российской адвокатуры
К юбилею Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

Интервью

Следующей цивилизацией будет цивилизация права
16 апреля 2025 г.
Виктор Буробин
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
В 2025 году планируется открытие первой бесплатной электронной юридической библиотеки «ЮСТЕКА»

Уголовное право и искусство

11 февраля 2016 г. 11:55

В Екатеринбурге, в Президентском центре им. Б.Н. Ельцина, проходят мероприятия XIII ежегодной международной научно-практической конференции «Ковалевские чтения»


Ковалевские чтения.jpg
Тема – «Уголовные законоположения в изобразительном, ораторском искусстве, драматургии, классической литературе и кино». Организаторы – кафедра уголовного права Уральского государственного юридического университета, Федеральная палата адвокатов РФ, Адвокатская палата Ханты-Мансийского автономного округа, Министерство культуры Свердловской области, стратегический партнер – Адвокатское бюро «Пучков и партнеры». Федеральную палату адвокатов РФ представляют президент Юрий Пилипенко, исполнительный вице-президент Андрей Сучков, вице-президент Светлана Володина, советник Василий Раудин.

Конференция посвящена памяти выдающегося ученого – основателя уральской уголовно-правовой школы, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора Митрофана Ивановича Ковалева.

Уникальная тема дискуссий – уголовное право и искусство – объединила ученых-правоведов и юристов-практиков, адвокатов, представителей профильных государственных ведомств, высшей школы, творческой интеллигенции. Участники и гости XIII Ковалевских чтений приехали на конференцию из разных регионов России и многих зарубежных государств, чтобы обсудить очень важные, но пока мало изученные вопросы о влиянии на человека уголовно-правовых явлений, отраженных в произведениях искусства.

С приветствиями выступили сопредседатели оргкомитета конференции – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой уголовного права Уральского государственного юридического университета Иван Козаченко и доктор юридических наук, президент Федеральной палаты адвокатов РФ, профессор кафедры адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Юрий Пилипенко.

«Если первые конференции больше напоминали дружеские, уютные встречи учеников М.И. Ковалева, то начиная с 2015 г. формат конференции уверенно и заслуженно вышел далеко за пределы нашего Отечества. Наш научный форум заметили, признали и полюбили многие. Сегодняшнее собрание самых активных и самых преданных поборников науки и правоприменительной сферы – не исключение. В конференции участвуют более двухсот человек, – сказал Иван Козаченко, – среди них представители Китая, Англии, Франции, Германии, Сербии, Белоруссии, США, Бразилии».

Юрий Пилипенко отметил, что адвокаты Урала, подключившись к проведению конференции, наполнили это мероприятие новой энергией, новыми темами: «Адвокаты интересуются не только гонорарами или победами в делах. Среди них много людей творческих, которые выходят далеко за пределы сугубо профессиональной сферы и добиваются ярких результатов не только в юридической практике, но и в создании художественных образов, развитии культурных традиций».

С приветственными словами к участникам и гостям конференции также обратились: министр культуры Свердловской области Павел Креков; руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Свердловской области Валерий Задорин, передавший приветствие председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина; доктор юридических наук, профессор, ректор Уральского государственного юридического университета Владимир Бублик; доктор филологических наук, профессор Уральского федерального университета Маргарита Ковалева; Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова; писатель, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Южного федерального университета (ЮФУ, Ростов-на-Дону), заслуженный юрист РФ Данил Корецкий; доктор права, профессор Пекинского университета (Пекин, КНР) Ван Шичжоу.

Конференция открылась пленарным заседанием «Уголовные законоположения в изобразительном, ораторском искусстве, драматургии, классической литературе и кино». Его вели доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой уголовного права Уральского государственного юридического университета Иван Козаченко и кандидат юридических наук, председатель Совета партнеров Адвокатского бюро «Пучков и партнеры» Денис Пучков.

Отмечалось, что цели влияния, которое оказывает на людей искусство, меняются в зависимости от исторического периода. Темы уголовного права в произведениях искусства могут быть воплощены разными средствами, среди которых – использование преступного поведения в качестве материала для яркого сюжета, способного привлечь читателя или зрителя.

Участники дискуссии выясняли, какие социальные риски влечет тиражирование преступного поведения в произведениях, рассчитанных на самую широкую аудиторию, и способы нивелировать эти риски. Уголовные законоположения они рассматривали как основу нравственности в искусстве.

Анатолий Наумов – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Министерства юстиции РФ), член Союза писателей Москвы – посвятил свое выступление теме «Отражение преступления и наказания в художественной литературе как уточнение доктринальных подходов к проблеме в уголовно-правовой науке».

Не существует классической литературы без обращения к криминальным сюжетам, сказал он. Преступление привлекает внимание создателей художественных произведений, потому что открывает тайники человеческой души, выявляет мотивы поведения. Наука уголовного права, в свою очередь, признательна представителям творческих профессий за отражение уголовно-правовых проблем в искусстве. Будущим юристам, например, для понимания мотивов преступного поведения обращение к роману «Преступление и наказание» дает намного больше, чем прочтение соответствующих параграфов учебника. Причем нередко литература и кинематограф дают альтернативное представление о некоторых категориях уголовного права, так как отражают новые социальные процессы несколько раньше, чем происходит их научное осмысление.

Алексей Кузнецов – историк, соведущий программы «Не так!» на радиостанции «Эхо Москвы» – объяснил, почему в романе «Преступление и наказание» отсутствует сцена суда, а в классической русской литературе – детективный жанр. Русская литература предумышленно убила детективный жанр, считает он, – отказалась от его канонов, поставив на первый план не сюжет, а глубокий психологический анализ. Русские писатели ставили великие вопросы, на которые не было великих ответов. Они исходили из того, что земной суд, даже если он формально правилен и справедлив, может установить факты и обстоятельства, но понять мотивы поведения преступника способен лишь очень поверхностно, поэтому подлинная справедливость ему недоступна. В итоге русская классическая литература, создав образцы анализа преступного поведения, вместе с тем оказала медвежью услугу российскому обществу. Сформированное в ней мнение о земном суде как об орудии «бесполезной» справедливости, объединившись с идущим «снизу» представлением о том, что суд априори несправедлив, что адвокат – это «нанятая совесть», стало одним из источников правового нигилизма.

Данил Корецкий – писатель, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), заслуженный юрист РФ – рассказал о специфике отражении российской криминальной жизни в остросюжетной литературе.

Рассуждая о том, что можно извлечь из произведений детективного жанра, он упрекнул отечественных писателей в невнимании к «юридической казуистике», которая так важна для зарубежных мастеров этого жанра. «Почему? – спрашивает он. – Потому что это никого не интересует. И это немного печально».

Владимир Захаров – президент Адвокатской палаты Ленинградской области – напомнил о нашумевшем в свое время деле барона Кроненберга (1877 г.), которое вызвало большой общественный резонанс, в том числе отклик в статьях Ф.М. Достоевского и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Великие писатели сочли, что защищавший Кроненберга В.Д. Спасович при допросе потерпевшей перешел грань допустимого, с нравственной точки зрения, поведения. Этот эпизод дал Достоевскому повод называть адвокатов «нанятая совесть». «Люди вообще, а в публичной сфере особенно, должны быть корректны друг с другом, и я полагаю, что в связи с неустранимой двойственностью отношения общества к юристам вообще, и к адвокатам в особенности, мы, адвокаты, должны быть виртуозами, гроссмейстерами корректности», – такой вывод сделал Владимир Захаров.

Ван Шичжоу – доктор права, профессор Пекинского университета (Пекин, КНР) – проанализировал юридическую природу преступлений, описываемых в классической китайской литературе, и, в частности, назвал три критерия, по которым определяется допустимость описания тех или иных преступных действий: должны быть исключены порнография, а также моменты, угрожающие национальной безопасности и негативно влияющие на подрастающее поколение.

Людмила Иногамова-Хегай – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета, заведующая кафедрой уголовного права, процесса и криминалистики Академии труда и социальных отношений (Москва), член научно-экспертного совета Комитета по правовым и судебным вопросам СФ ФС РФ, член экзаменационной комиссии Квалификационной коллегии судей г. Москвы, член секции по уголовному праву и криминологии Учебно-методического объединения университетов России – проанализировала некоторые вопросы отражения уголовного права в литературе и кинематографе.

Она остановилась на аспектах, связанных с исчезновением людей. В узком смысле исчезновение людей в России связано с тремя преступлениями: похищение, торговля людьми, использование рабского труда. Во многих зарубежных странах есть и четвертый состав – насильственное исчезновение людей. Людмила Иногамова-Хегай привела примеры описания таких преступлений в русской и зарубежной классической и современной литературе, заметив, что есть романы и фильмы, которые воспитывают людей не в том направлении, в котором должна развиваться человеческая цивилизация.

Уголовный закон – это тоже искусство, считает Иногамова-Хегай и говорит, что в российском Уголовном кодексе не все нормы изложены корректно. Так, согласно ст. 127.2 УК РФ деяние – использование рабского труда – не является преступным, если человек выразил добровольное согласие находиться в рабстве. Эта норма нарушает все права и свободы человека как с точки зрения принципов и норм уголовного права, так и с точки зрения нравственности. Она должна быть исключена из Уголовного кодекса, тем более что российский уголовный закон является образцом, получающим отражение в уголовных кодексах других стран, прежде всего государств СНГ.

Уголовный закон, наряду с другими произведениями искусства, обладает очень большой силой воздействия на общественное сознание. Задача в том, чтобы создавать такие произведения, которые воспитывали бы человека с большой буквы, прививали ему доброту и любовь к ближнему.

Людмилу Иногамову-Хегай поддержал Юрий Пилипенко – он привел в пример фильм «Двенадцать», пропагандирующий необходимый обществу суд присяжных, и призвал писателей задуматься о создании положительного образа адвоката.

Поделиться