Лента новостей

26 апреля 2024 г.
Задача – создать единую информационную систему
В Совете Федерации ФС РФ состоялся круглый стол «Повышение эффективности института коллективных исков: вопросы оптимизации требований законодательства и внедрения цифровой платформы»
26 апреля 2024 г.
Пробел в нормативном регулировании вопросов выплаты вознаграждения предлагается устранить
Минюст корректирует стадию возмещения процессуальных издержек

Мнения

Роман Ахметов
25 апреля 2024 г.
Цифровой образ адвоката
Об участии в Конкурсе адвокатских сайтов – 2023 в качестве члена жюри

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

Учебные платформы не боятся пандемии

20 декабря 2021 г. 19:39

Технологии дистанционного обучения юристов представлены целой палитрой разнообразных и проверенных временем практик


15–17 декабря 2021 г. в Ереване прошла Международная конференция «Онлайн-обучение юристов», в которой принимали участие представители центров повышения квалификации и вузов из России, Республики Армения, Нидерландов и Республики Казахстан. В конференции приняли участие вице-президент ФПА РФ, вице-президент АП Московской области Светлана Володина и член Совета ФПА РФ, президент Адвокатской палаты Ставропольского края Ольга Руденко.

Открывая конференцию, Светлана Володина провела обзор эффективности дистанционных курсов обучения ФПА и отметила, что учебная платформа ФПА рассматривается в качестве элемента цифровизации адвокатуры. Она выразила уверенность, что многие палаты вскоре воспримут опыт внедрения этих курсов в программу подготовки адвокатов первого года практики в качестве неотъемлемого элемента непрерывного обучения, а адвокаты смогут в полной мере оценить их результативность на практике. На сегодняшний день запрос на прохождение существующих дистанционных курсов остается стабильным, а статистика успешного завершения является достаточно убедительной.

Систему совершенствования профессионального мастерства представили спикеры из Школы адвоката Адвокатской палаты Ставропольского края, Института адвокатуры Санкт-Петербурга, Института повышения квалификации адвокатов Адвокатской палаты Красноярского края и Центра повышения квалификации Адвокатской палаты Иркутской области. При этом каждый центр демонстрировал разницу в подходах к обучению и используемых инструментах, а также в наборе регулярно проводящихся курсов для разных целевых аудиторий и тем. Таким образом, для участников конференции, начавших внедрение онлайн-технологий только в период после начала пандемии, была представлена целая палитра разнообразных проверенных на протяжении времени практик.

Эксперты в онлайн-обучении и геймификации рассказали участникам конференции о том, как работать с новыми интерактивными инструментами в онлайне, чтобы обеспечить вовлеченность участников и эффективность курсов, а также рекомендовали ряд ресурсов, способных оживить трудный процесс обучения. Все участники конференции приняли участие в тренинге по разработке или улучшению плана геймификации своих курсов и используемых ими платформ.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Светлана Володина, комментируя пресс-службе ФПА РФ проходившее в Ереване мероприятие, отметила, что это была «не просто конференция, это сбор участников, которые обучались делать онлайн-курируемые и некурируемые курсы». Каждая из школ, заявленных на конференции, представляла свои новейшие разработки. Вице-президент ФПА РФ подчеркнула, что участники обучались технологиям, а не только содержанию курсов, решая для себя, как проводить обучение наиболее эффективно, в том числе и с технической точки зрения.

Коснувшись своего выступления на конференции в качестве представителя Федеральной палаты адвокатов РФ, Светлана Володина сказала, что обратила внимание участников на представленные на учебной платформе ФПА курсы, которые может пройти любой адвокат. После сдачи тестов адвокату будут засчитаны часы совершенствования профессионального мастерства.

«Я давала статистику: сколько человек входило, сколько прошло, какие курсы пользуются наибольшей популярностью, какие – меньшей, что мы ожидаем в будущем, считаю ли я это целесообразным. И, конечно, я сказала, что с точки зрения общения с аудиторией наиболее эффективны курсы курируемые, т.е. когда тренер может проверить задание и непосредственно на него отреагировать. Собственно, в этом и состоит отличие курируемых курсов от некурируемых. Проходя некурируемые курсы, участник вошел, посмотрел фильм, прочитал лекцию, посмотрел законодательство и ответил на вопросы. Что-то понял, что-то не понял. А курируемые позволяют сделать все то же самое, но при помощи человека, который непосредственно с тобой общается. И, конечно, с точки зрения эффективности подачи материала они, безусловно, полезнее», – сообщила вице-президент ФПА РФ.

В то же время Светлана Володина предложила представить, какое количество тренеров должны подключиться к курируемому курсу, если на него записывается 500 человек, как это было с курсами по суду присяжных, которые проводились совместно со Школой адвокатов АП Ставропольского края. А некурируемый курс разрабатывать сложно и долго.

«В наше время должны быть и курируемые, и некурируемые курсы. Поэтому мы делились впечатлениями, как создаются эти курсы, как они модернизируются… Программа была очень насыщенная и интересная, а вся конференция – разносторонняя и полезная. Естественно, выступали и представители Республики Армения, рассказывали, чем они занимаются и как продвигают свою школу адвокатуры. Это было очень полезно, потому что мы сверили свои технические возможности, новые наработки, обсудили, что каждый собирается сделать в дальнейшем», – заключила Светлана Володина.

Член совета ФПА РФ, президент Адвокатской палаты Ставропольского края Ольга Руденко, комментируя содержательную часть мероприятия, сообщила, что обучение с включением игровых элементов практикуется в Школе адвоката АП Ставропольского края с момента основания в 2014 г., преимущественно в форме учебных судебных процессов. «Однако над тем, чтобы автоматизировать игровую составляющую образовательного процесса на высоком техническом уровне, мы стали задумываться после участия в ряде международных конференций, которые ранее проводились в Гааге и Праге. Мероприятие в Ереване углубило понимание участников о структуре любой целевой аудитории, которую к успешному прохождению и завершению образовательного процесса ведут игровые цели, отличающиеся для разных типов «игроков»», – сообщила она.

Как пояснила Ольга Руденко, существуют «игроки», которые нацелены собственно на игру, либо на действие, либо на «мирное» обучение, либо на взаимодействие с другими участниками. Условно эти типы названы «киллеры», «накопители», «социальщики» и «исследователи». Так, например, «исследователям» интересно изучать игровой мир и раскрывать его тайны. Они не гонятся за активными действиями и сражениями, в то время как «накопителям», которых также называют иначе «карьеристы», образовательный процесс будет интересен тогда, когда в нем они будут «накапливать» мощь, деньги, артефакты – т.е. любые игровые блага и ресурсы. Для того чтобы удержать всю аудиторию, дизайнеру образовательного процесса требуется предусмотреть активности, удовлетворяющие каждый тип, так как уход из образовательного процесса одного типа игроков влечет нарушение всей системы. Подобные подходы успешно используются в образовании, изучении языков и в бизнес-процессах – в сферах, далеких от игры. Многие и в своих смартфонах найдут несколько приложений, которые мотивируют нас накапливать бонусы, переходить на следующий уровень, проявлять свой творческий потенциал, получать новые возможности.

«Мы в Школе адвоката АП Ставропольского края также проявляем интерес к подбору подходящих для обучения адвокатов механик из того арсенала, который был представлен на конференции специалистами по геймификации, и будем внедрять их в разрабатываемые курсы на платформе Школы адвоката АП Ставропольского края», – сказала Ольга Руденко.

* * *

По завершении конференции адвокаты посетили Палату адвокатов Республики Армения, которая давно и эффективно использует дистанционные курсы в Школе адвоката Республики Армения. Участники конференции посетили также офис общественного защитника и наблюдали условия работы и прием граждан адвокатами, работающими в системе бесплатной юридической помощи.

Поделиться