Лента новостей
Москва – Курск
Предстоит работа в обновленном составе
КЭС приняла в работу новые запросы
Мнения
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
У адвокатов не должны требовать паспорта
ФПА обратилась в Минюст по поводу ситуации с требованием от адвокатов предъявления удостоверений личности при посещении исправительных колоний и СИЗО
Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко направил письмо заместителю министра юстиции РФ Денису Новаку, в котором обратил его внимание на случаи нарушения профессиональных прав адвокатов при оказании гражданам квалифицированной юридической помощи. В частности, в настоящее время в правоприменительной практике учреждений ФСИН сложилась ситуация, согласно которой при посещении адвокатами исправительных колоний и СИЗО от них требуют предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. В ФПА РФ подчеркивают, что подобные требования не соответствуют действующему законодательству.
Как указано в письме, представители ФСИН, требуя от адвокатов предъявления паспорта, ссылаются на ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которой адвокаты не относятся к лицам, имеющим право на посещение учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов без специального разрешения руководства этих учреждений и СИЗО. «Однако данная статья устанавливает перечень лиц, осуществляющих контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы, к которым адвокаты не относятся. Адвокаты посещают учреждения ФСИН не в целях контроля за их деятельностью, а в целях оказания квалифицированной юридической помощи своим доверителям, право на защиту которых закреплено Конституцией РФ», – отмечается в письме.
ФПА РФ напоминает, что полномочия адвокатов иметь свидания с подозреваемыми, обвиняемыми и подсудимыми предусмотрены п. 1 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, ч. 4 ст. 89 УИК РФ, а также ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в соответствии с которой они предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера, а истребование у адвоката иных документов запрещается.
Юрий Пилипенко обратил внимание Дениса Новака и на ситуацию в Кировской области, где уже возникли случаи недопуска из-за отсутствия паспортов адвокатов к доверителям, отбывающим наказания в исправительных колониях.
В одном из писем начальника УФСИН России по Кировской области Владимира Никитеева президенту АП Кировской области Марине Копыриной говорится, что понятия «проход адвоката в исправительное учреждение» и «предоставление свидания адвокату с осужденным для оказания юридической помощи» не являются тождественными, так как адвокат может проходить на охраняемую территорию учреждения не только в целях встречи с подзащитным, но и в других случаях (получение справок, внесение денег на лицевой счет подзащитного и т.д.).
Однако, как отмечают в ФПА РФ, перечисленные цели посещения учреждения адвокатами охватываются понятием «оказание юридической помощи», установленным п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». А применительно к уголовному процессу полномочия адвоката-защитника по оказанию юридической помощи доверителю регулируются ст. 53 и ч. 4 ст. 49 УПК РФ, не предполагающими предоставления иных документов, кроме ордера и удостоверения адвоката.
Кроме того, в своих рекомендациях адвокатам УФСИН России по Кировской области ссылается на Инструкцию по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденную Приказом Минюста России № 21-дсп от 15 февраля 2006 г. Согласно п. 161 этой Инструкции лица, имеющие право прохода в режимную зону и режимные корпуса учреждения, кроме прокуроров, обязаны сдать на КПП служебные удостоверения, а согласно п. 162 – у лиц, входящих на объект, принимаются на временное хранение паспорта (иные документы, удостоверяющие личность).
В то же время в ФПА РФ указывают, что эта же Инструкция имеет и иные предписания, напрямую касающиеся адвокатов. Так, согласно п. 150.4 часовой КПП должен пропускать на охраняемый объект адвокатов по удостоверению адвоката (в следственные кабинеты), а других лиц, посещающих учреждение по роду работы, согласно п. 150.7, – по разовому или временному пропуску и документу, удостоверяющему личность (служебному удостоверению).
«Следовательно, сама Инструкция разделяет адвокатов и других лиц, посещающих по роду работы учреждение, поэтому для прохождения в учреждение адвоката предъявление паспорта не требуется, при этом удостоверение адвоката сдается на КПП в соответствии с пунктом 161 Инструкции. Кроме того, пункт 162 Инструкции регулирует правило о хранении паспортов и иных документов, а не правила пропуска», – говорится в письме Денису Новаку.
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко также сообщил, что продолжают встречаться случаи, когда сотрудники СИЗО отказывают адвокатам в допуске к подзащитным, содержащимся под стражей, мотивируя это отсутствием информации от органов следствия, дознания или суда об участии конкретного адвоката в судопроизводстве в качестве защитника, что не основано на законе и противоречит неоднократным разъяснениям Конституционного Суда РФ.
«Некоторые сотрудники СИЗО мотивируют недопуск адвоката на территорию учреждения ФСИН отсутствием адвокатов в “Перечне лиц, имеющих право беспрепятственного прохода на объекты (территории) Минюста России, а также при предъявлении служебного удостоверения (удостоверения)”, указанном в Приложении № 1 к Инструкции “О пропускном режиме на объектах (территориях) Министерства юстиции РФ”, утвержденной Приказом Минюста России № 151 от 23 августа 2017 г. Однако действие данной Инструкции не распространяется на учреждения, подведомственные ФСИН России», – следует из письма. В Федеральной палате адвокатов считают, что адвокаты должны быть наделены этим правом наравне с сотрудниками ФСБ России, ФСО России, ГФС России, полиции России и прокурорами органов прокуратуры при осуществлении возложенных на них полномочий.
В завершение письма президент ФПА РФ обратился к заместителю министра юстиции РФ с просьбой принять необходимые меры во избежание дальнейших нарушений профессиональных прав адвокатов по оказанию гражданам квалифицированной юридической помощи.