Лента новостей

28 октября 2020 г.
Избежать создания опасного прецедента
В Сургуте следователь провел обыск во всех помещениях адвокатской коллегии, даже в кабинетах адвокатов, не имеющих отношения к уголовному делу, возбужденному в отношении коллеги
28 октября 2020 г.
Активная защита адвоката возмутила суд
Апелляция поддержала частное определение в адрес одного из защитников по делу членов «Хизб ут-Тахрир»
28 октября 2020 г.
Россия инициировала разработку Европейской конвенции о защите прав адвокатов
Приняты подготовленные сенатором Александром Башкиным проекты Резолюции ПАСЕ и Рекомендации Комитету министров СЕ о принципах и гарантиях адвокатской деятельности

Мнения

Оксана Садчикова
28 октября 2020 г.
Учебные темы, продиктованные новыми реалиями
О проведении курса повышения квалификации адвокатов в 2020 г. в условиях пандемии коронавируса

Интервью

Современные технологии должны служить праву
26 октября 2020 г.
Валерий Лазарев
Современные технологии должны служить праву
Однако тенденции развития права в направлении «сплошной цифровизации» опасны для человека и общества

Работа адвоката как искусство

26 апреля 2017 г. 14:40

О выдающемся адвокате Фёдоре Плевако – без панегириков и анекдотов


26 апреля на вебинаре ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией «Фёдор Плевако – образец российского адвоката?» выступил историк и журналист Алексей Кузнецов.

Его выступление основывалось на материалах собственной книги «Фёдор Плевако: становление адвоката», выпущенной Федеральной палатой адвокатов РФ к 175-летию со дня рождения выдающегося адвоката с предисловием президента ФПА РФ Юрия Пилипенко.

В начале лекции спикер задался вопросом: почему среди плеяды знаменитых адвокатов второй половины XIX в. лишь Фёдор Никифорович Плевако стал именем нарицательным, и недовольные судебным решением люди, собираясь обратиться в другую инстанцию, стали говорить «найду себе другую Плеваку», имея в виду другого адвоката. Почему именно Плевако стал символом народного адвоката?

В Российском государственном архиве литературы и искусства хранятся сотни отправленных ему писем. Зачастую на конверте писали: «Москва, Ф.Н. Плевако» или «Фёдору Никифоровичу в собственные руки», и эти письма доходили до адресата. Разгадка его удивительной славы, по словам Алексея Кузнецова, в том, что Ф.Н. Плевако, как никто, воплотил представления общественности о защитнике не как о мастере юридического крючкотворства, а как о человеке, олицетворяющем справедливость в ее общественно значимом смысле, не всегда совпадающую с ее юридическим трактованием.

Далее лектор рассказал о начале профессиональной деятельности выдающегося адвоката и первом прославившем его деле полковника Коструба-Корицкого. Алексей Кузнецов развенчал распространенные мифы о знаменитом адвокате. Плевако не строил свою защиту исключительно на экспромте и выигрывал дела прежде всего благодаря тонкому юридическому анализу, работе с фактами и доказательствами.

Будучи богатым человеком и не стесняясь признаваться в том, что требует большие гонорары с состоятельных клиентов, он брался и за безнадежные с точки зрения вознаграждения дела, защищал бесплатно и бескорыстно. Всей своей жизнью и юридической практикой он утверждал мысль о том, что в работе адвоката, как и в искусстве, главное – не гонорар, а произведение, которое получится.

В заключение историк отметил, что Ф.Н. Плевако может быть для современных российских адвокатов образцом в своей общественной деятельности и во многих нравственных позициях. Он остается непревзойденным мастером судебного, психологического и юридического анализа, изумительным оратором. Алексей Кузнецов пожелал российским адвокатам чаще перечитывать речи знаменитого адвоката и получать от этого профессиональное и эстетическое наслаждение.


Поделиться