Лента новостей

1 декабря 2021 г.
Противоядие. Для тех, кому «выслуживаться тошно»
30 лет назад были сняты 2 и 3 серии документального фильма «Витебское дело» с рассказом уже не о маньяке-душителе, а о преступниках в погонах
1 декабря 2021 г.
Проверка юридической грамотности
Всероссийский правовой диктант впервые пройдет на английском, китайском и португальском языках
1 декабря 2021 г.
Правовое обеспечение судебного процесса с дистантным участием
Суды должны работать в любом случае, но права подсудимых необходимо соблюдать, уверен Сергей Насонов

Мнения

Алексей Бородин
1 декабря 2021 г.
Быть полезным обществу на безвозмездной основе
Программа pro bono как важный элемент системной деятельности адвокатов

Интервью

Крайности смыкаются и отторгаются, а безответственность и безнаказанность всегда способствуют злоупотреблениям
22 ноября 2021 г.
Вадим Клювгант
Крайности смыкаются и отторгаются, а безответственность и безнаказанность всегда способствуют злоупотреблениям
Проекты законодательных норм об ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности по-прежнему обездвижены

Работа адвоката как искусство

26 апреля 2017 г. 14:40

О выдающемся адвокате Фёдоре Плевако – без панегириков и анекдотов


26 апреля на вебинаре ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией «Фёдор Плевако – образец российского адвоката?» выступил историк и журналист Алексей Кузнецов.

Его выступление основывалось на материалах собственной книги «Фёдор Плевако: становление адвоката», выпущенной Федеральной палатой адвокатов РФ к 175-летию со дня рождения выдающегося адвоката с предисловием президента ФПА РФ Юрия Пилипенко.

В начале лекции спикер задался вопросом: почему среди плеяды знаменитых адвокатов второй половины XIX в. лишь Фёдор Никифорович Плевако стал именем нарицательным, и недовольные судебным решением люди, собираясь обратиться в другую инстанцию, стали говорить «найду себе другую Плеваку», имея в виду другого адвоката. Почему именно Плевако стал символом народного адвоката?

В Российском государственном архиве литературы и искусства хранятся сотни отправленных ему писем. Зачастую на конверте писали: «Москва, Ф.Н. Плевако» или «Фёдору Никифоровичу в собственные руки», и эти письма доходили до адресата. Разгадка его удивительной славы, по словам Алексея Кузнецова, в том, что Ф.Н. Плевако, как никто, воплотил представления общественности о защитнике не как о мастере юридического крючкотворства, а как о человеке, олицетворяющем справедливость в ее общественно значимом смысле, не всегда совпадающую с ее юридическим трактованием.

Далее лектор рассказал о начале профессиональной деятельности выдающегося адвоката и первом прославившем его деле полковника Коструба-Корицкого. Алексей Кузнецов развенчал распространенные мифы о знаменитом адвокате. Плевако не строил свою защиту исключительно на экспромте и выигрывал дела прежде всего благодаря тонкому юридическому анализу, работе с фактами и доказательствами.

Будучи богатым человеком и не стесняясь признаваться в том, что требует большие гонорары с состоятельных клиентов, он брался и за безнадежные с точки зрения вознаграждения дела, защищал бесплатно и бескорыстно. Всей своей жизнью и юридической практикой он утверждал мысль о том, что в работе адвоката, как и в искусстве, главное – не гонорар, а произведение, которое получится.

В заключение историк отметил, что Ф.Н. Плевако может быть для современных российских адвокатов образцом в своей общественной деятельности и во многих нравственных позициях. Он остается непревзойденным мастером судебного, психологического и юридического анализа, изумительным оратором. Алексей Кузнецов пожелал российским адвокатам чаще перечитывать речи знаменитого адвоката и получать от этого профессиональное и эстетическое наслаждение.


Поделиться