Лента новостей
Цивилист, изменивший подходы к признанию граждан недееспособными
Адвокат с 30-летним стажем награждена за профессионализм
В Удмуртии адвокатура функционирует без сбоев
Мнения
Случай из практики оказания бесплатной юридической помощи
Интервью
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Предложено запретить заключать предпринимателей под стражу за преступления небольшой и средней тяжести
В ФПА РФ поддержали законопроект, отмечая, что более адекватное отношение к предпринимателям со стороны правоприменителей может существенно и благоприятно повлиять на экономическое положение страны
18 августа Минюст России представил на общественное обсуждение проект поправок в УПК РФ, направленных на расширение гарантий лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В пояснительной записке отмечается, что законопроект разработан исходя из необходимости и актуальности реализации в РФ системных мер, направленных на исключение избыточного уголовно-правового воздействия в отношении предпринимателей. По мнению президента ФПА РФ Юрия Пилипенко, новость о предложениях Минюста вселяет определенные надежды и свидетельствует об укреплении позиций Минюста в сложной совокупности министерств и ведомств, формирующих уголовно-правовую политику в стране. «Более адекватное отношение к сословию предпринимателей в стране со стороны правоприменителей (а неадекватно – это когда за хищение миллиона рублей назначают существенно более серьезное наказание, чем за убийство) может существенно и положительно повлиять на экономическое положение страны и, следовательно, каждого из нас!» – резюмировал он.
Как сообщает «АГ», поправки уточняют основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций с учетом тяжести инкриминируемого деяния. Так, предлагается, что избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступлений небольшой и средней тяжести в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть применено лишь в случаях, когда данное лицо нарушило ранее избранную меру пресечения, пыталось скрыться от органов предварительного расследования или от суда.
Согласно поправкам при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде стражи суд обязан выяснять возможность применения в отношении указанной категории лиц иной меры, позволяющей продолжить осуществление ими предпринимательской деятельности. Иная мера пресечения также должна позволить предпринимателю управлять принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, а также осуществлять деятельность по управлению организацией.
В проекте уточняется, какие сведения должно содержать постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении подозреваемых (обвиняемых) по ч. 1–4 ст. 159, ст. 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ. Так, эти сведения должны подтверждать, что инкриминируемое деяние совершено не в связи с осуществлением подозреваемым (обвиняемым) предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности. Также эти сведения могут указывать на то, что инкриминируемое деяние не связано с осуществлением полномочий на управление организацией или с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности. Соответствующие поправки предлагается внести в ст. 108 УПК РФ.
Законопроектом также вводится необходимость получения следователем согласия прокурора на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде стражи в отношении лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Планируется, что срок содержания под стражей субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, свыше 6 месяцев, может быть продлен до года только при особой сложности дела. При этом должны быть основания для избрания этой меры пресечения судьей по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ иного приравненного к нему руководителя следственного органа и прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора. Уточняется, что срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен до полутора лет в отношении указанных лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, перечисленных в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, лишь в исключительных случаях.
Согласно законопроекту необходимость дальнейшего производства следственных действий не может выступать в качестве единственного и достаточного основания для продления срока стражи. Как отмечают авторы поправок, данная норма вводится в целях исключения случаев продления стражи при неэффективной организации расследования.
Также предусматривается снижение максимального срока предварительного следствия по преступлениям, перечисленным в ч. 1.1 и 1.2 ст. 108 УПК РФ, с 12 до 6 месяцев.
«Принятие законопроекта позволит расширить гарантии лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в ходе осуществления уголовного преследования», – подчеркивается в пояснительной записке.
Отметим, что 18 августа в Душанбе состоялось XVII Совещание председателей Верховных судов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, на котором выступил Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев. «Российские суды благосклонно относятся к привлекаемым к уголовной ответственности предпринимателям, а Верховный Суд России выступил с рядом законодательных инициатив по защите бизнеса от излишнего прессинга со стороны силовиков», – подчеркнул он.
По мнению президента Федеральной палаты адвокатов РФ Юрия Пилипенко, новость о предложениях Минюста вселяет определенные надежды и свидетельствует об укреплении позиций Минюста в сложной совокупности министерств и ведомств, формирующих уголовно-правовую политику в стране. «Более адекватное отношение к сословию предпринимателей в стране со стороны правоприменителей (а неадекватно – это когда за хищение миллиона рублей назначают существенно более серьезное наказание, чем за убийство) может существенно и положительно повлиять на экономическое положение страны и, следовательно, каждого из нас!» – резюмировал он.
Член Совета ФПА РФ Татьяна Проценко подчеркнула, что необходимость данных изменений назрела давно и многократно обсуждалась представителями бизнес-сообщества на различных дискуссионных площадках, в том числе на заседаниях круглых столов Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, а также докладывалась главе государства.
«Заключение под стражу предпринимателя на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства, когда его вина еще не установлена приговором, при обвинении в совершении преступления экономической направленности – т.е. не связанного с насилием и не представляющего слишком большой общественной опасности – является чрезмерным», – считает Татьяна Проценко.
Она добавила, что при этом от применения такой меры страдает не только подозреваемый, но и бизнес в целом. Заключение под стражу предпринимателя, руководителя предприятия в большинстве случаев приводит к полной остановке деятельности такого предприятия, от чего страдают работники, контрагенты, поставщики и покупатели и что в конечном итоге оказывает негативное влияние на бизнес в стране.
Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян также положительно оценил законопроект. «Очень важно в наше непростое время постараться сберечь предпринимателей, дав им возможность создавать, производить и оказывать услуги. Усиление их процессуальных льгот – это правильный процесс. Но всегда следует делать поправку на конкретного правоприменителя, которому ранее многократно удавалось обойти предусмотренные законом преференции для этой категории граждан. В такой ситуации эффективность новых поправок ложится на плечи судебного, ведомственного контроля и прокурорского надзора», – заключил он.
Подробная информация опубликована на advgazeta.ru.
Анжела Арстанова