Лента новостей

29 июля 2021 г.
Приговор явился следствием преследования адвоката за его позицию по делу
Мособлсуд оставил в силе обвинительный приговор адвокату, осужденному за клевету на судью
28 июля 2021 г.
Скорбная весть
Ушла из жизни член Совета ФПА РФ, президент АП Архангельской области Любовь Коростелева
27 июля 2021 г.
Пообщались и выработали подходы к решению серьезных проблем
Опубликован фильм о работе Южного форума адвокатов «Адвокатура в эпоху глобальных перемен»

Мнения

Алла Токманева
22 июля 2021 г.
Социально важное и нужное для общества дело
О развитии государственной системы бесплатной юридической помощи в Брянской области

Интервью

Чему не учат в вузах
22 июля 2021 г.
Максим Семеняко
Чему не учат в вузах
Санкт-Петербургский институт адвокатуры специализируется на прикладной тематике

Предложения Правительства заслуживают поддержки

24 июня 2021 г. 17:33

Планируется расширить полномочия Минюста России по мониторингу за оказанием БЮП


Правительство РФ внесло в Государственную Думу ФС РФ поправки в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (законопроект № 1199017-7), которыми предлагается уточнить порядок оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками. Проект закона вносит изменения в ст. 11 Закона, расширяя перечень подлежащих мониторингу со стороны Минюста России субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи путем включения в них юридических клиник. К полномочиям Минюста России планируется отнести утверждение формы документов, необходимых для проведения мониторинга деятельности по оказанию гражданам БЮП и правовому просвещению населения, установление порядка заполнения формы таких документов и определение сроков представления данной документации соответствующими субъектами. Законопроект также дополняет Закон новой ст. 16.1, устанавливающей алгоритм представления информации об оказании гражданам бесплатной юридической помощи и о правовом просвещении населения. В ФПА считают, что законопроект заслуживает поддержки.

В новой редакции изложены ч. 1, 2 и 5 ст. 23 Закона, регламентирующие порядок создания и функционирования юридических клиник при вузах. В них, в частности, отмечено, что юридическая клиника создается в качестве структурного подразделения образовательной организации высшего образования, и перечислен круг студентов, которые могут участвовать в оказании БЮП под контролем кураторов. Так, помимо прочего отмечено, что в оказании БЮП не могут принимать участие студенты, имеющие академическую задолженность.

Поправки также дополняют Закон ст. 23.1 о списках юридических клиник. Согласно этой новелле, вуз в течение 10 дней со дня создания собственной юридической клиники уведомляет об этом путем передачи ряда сведений территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который будет вести список таких клиник и размещать его на своем сайте.

В законопроекте отмечено, что федеральный закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. «Такой срок обусловлен необходимостью разработки перечня нормативных правовых актов, подлежащих изменению и принятию в связи с принятием данного федерального закона. Также потребуется время на организацию взаимодействия Минюста России с юридическими клиниками как участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи», – отмечено в пояснительной записке.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев отметил, что законопроектом предлагается уточнить два весьма важных элемента системы оказания бесплатной юридической помощи. «Прежде всего вводятся некоторые четкие параметры образования и функционирования юридических клиник при высших учебных заведениях юридического профиля. Устанавливаются требования, предъявляемые к участникам, а также требования непосредственно к процессу оказания помощи, призванные исключить ошибочные и некачественные советы правового характера», – подчеркнул он.

По словам Михаила Толчеева, второй составляющей законопроекта является создание системы единых форм отчетности для субъектов, оказывающих юридическую помощь бесплатно. «Эти дополнения в нормативное регулирование представляются особенно важными на современном этапе. Озвученная на различных уровнях потребность в получении бесплатной юридической помощи, а значит, и выделение средств налогоплательщика на эти цели, должны базироваться не только на социологических данных о гражданах страны, отнесенных законом к категории социально незащищенных. Общепризнанные принципы справедливости и эффективного расходования бюджетных средств предполагают всестороннюю оценку действительной потребности, а также того, насколько существующие институты общественного устройства эти потребности удовлетворяют на сегодняшний день. Общепризнано, что система бесплатной (субсидируемой) юридической помощи не должна поощрять социальное иждивенчество, безответственное сутяжничество и злоупотребление правом на правосудие. Поэтому крайне важно иметь действенные инструменты измерения того, насколько существующие механизмы способны обеспечивать получение такой помощи теми, кто в ней действительно нуждается. И уже на этой основе принимать решение о поддержке или развитии тех или иных институтов с использованием бюджетного финансирования. С учетом этого предложения Правительства РФ по внесению формальной определенности в вопросы отчетности следует признать заслуживающими поддержки», – резюмировал вице-президент ФПА РФ.

Подробная информация опубликована на advgazeta.ru.

Зинаида Павлова

Поделиться