Лента новостей

6 февраля 2023 г.
Встречи за полярным кругом
Президент ФПА РФ и лекторы из Федеральной палаты адвокатов РФ посетили АП Мурманской области
3 февраля 2023 г.
Ключевые новеллы законодательства о договоре займа и других сделках
Адвокатам рассказали, в частности, о проблематике определения надлежащего должника, толкования договора, оспаривания займа
3 февраля 2023 г.
Оглашение показаний в теории и практике
Адвокатам рассказали о правовом регулировании оглашения показаний участников уголовного судопроизводства и его оспаривания

Мнения

Максим Цапурин
6 февраля 2023 г.
Обществу необходим Адвокат – творец, Адвокат – личность
Современные печатные издания не публикуют защитительные речи адвокатов нашего времени

Интервью

С чистого листа
31 января 2023 г.
Светлана Володина
С чистого листа
В деятельности адвокатуры две составляющие – независимость и профессионализм

Предложения Правительства заслуживают поддержки

24 июня 2021 г. 17:33

Планируется расширить полномочия Минюста России по мониторингу за оказанием БЮП


Правительство РФ внесло в Государственную Думу ФС РФ поправки в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (законопроект № 1199017-7), которыми предлагается уточнить порядок оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками. Проект закона вносит изменения в ст. 11 Закона, расширяя перечень подлежащих мониторингу со стороны Минюста России субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи путем включения в них юридических клиник. К полномочиям Минюста России планируется отнести утверждение формы документов, необходимых для проведения мониторинга деятельности по оказанию гражданам БЮП и правовому просвещению населения, установление порядка заполнения формы таких документов и определение сроков представления данной документации соответствующими субъектами. Законопроект также дополняет Закон новой ст. 16.1, устанавливающей алгоритм представления информации об оказании гражданам бесплатной юридической помощи и о правовом просвещении населения. В ФПА считают, что законопроект заслуживает поддержки.

В новой редакции изложены ч. 1, 2 и 5 ст. 23 Закона, регламентирующие порядок создания и функционирования юридических клиник при вузах. В них, в частности, отмечено, что юридическая клиника создается в качестве структурного подразделения образовательной организации высшего образования, и перечислен круг студентов, которые могут участвовать в оказании БЮП под контролем кураторов. Так, помимо прочего отмечено, что в оказании БЮП не могут принимать участие студенты, имеющие академическую задолженность.

Поправки также дополняют Закон ст. 23.1 о списках юридических клиник. Согласно этой новелле, вуз в течение 10 дней со дня создания собственной юридической клиники уведомляет об этом путем передачи ряда сведений территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который будет вести список таких клиник и размещать его на своем сайте.

В законопроекте отмечено, что федеральный закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. «Такой срок обусловлен необходимостью разработки перечня нормативных правовых актов, подлежащих изменению и принятию в связи с принятием данного федерального закона. Также потребуется время на организацию взаимодействия Минюста России с юридическими клиниками как участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи», – отмечено в пояснительной записке.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев отметил, что законопроектом предлагается уточнить два весьма важных элемента системы оказания бесплатной юридической помощи. «Прежде всего вводятся некоторые четкие параметры образования и функционирования юридических клиник при высших учебных заведениях юридического профиля. Устанавливаются требования, предъявляемые к участникам, а также требования непосредственно к процессу оказания помощи, призванные исключить ошибочные и некачественные советы правового характера», – подчеркнул он.

По словам Михаила Толчеева, второй составляющей законопроекта является создание системы единых форм отчетности для субъектов, оказывающих юридическую помощь бесплатно. «Эти дополнения в нормативное регулирование представляются особенно важными на современном этапе. Озвученная на различных уровнях потребность в получении бесплатной юридической помощи, а значит, и выделение средств налогоплательщика на эти цели, должны базироваться не только на социологических данных о гражданах страны, отнесенных законом к категории социально незащищенных. Общепризнанные принципы справедливости и эффективного расходования бюджетных средств предполагают всестороннюю оценку действительной потребности, а также того, насколько существующие институты общественного устройства эти потребности удовлетворяют на сегодняшний день. Общепризнано, что система бесплатной (субсидируемой) юридической помощи не должна поощрять социальное иждивенчество, безответственное сутяжничество и злоупотребление правом на правосудие. Поэтому крайне важно иметь действенные инструменты измерения того, насколько существующие механизмы способны обеспечивать получение такой помощи теми, кто в ней действительно нуждается. И уже на этой основе принимать решение о поддержке или развитии тех или иных институтов с использованием бюджетного финансирования. С учетом этого предложения Правительства РФ по внесению формальной определенности в вопросы отчетности следует признать заслуживающими поддержки», – резюмировал вице-президент ФПА РФ.

Подробная информация опубликована на advgazeta.ru.

Зинаида Павлова

Поделиться