Лента новостей

5 июля 2022 г.
Нюансы административного судопроизводства
Адвокатам рассказали об аспектах законодательного регулирования административной ответственности и проблематике назначения административных наказаний
5 июля 2022 г.
«Кумулятивный эффект» существенных нарушений закона
Адвокатам рассказали о необходимости использования обнаруженных ошибок и нарушений при проведении оперативно-разыскных действий
4 июля 2022 г.
Наша Марка. Work-life balance
Как построить свою жизнь, чтобы хватало времени на всё

Мнения

Олег Дубинин
5 июля 2022 г.
Престиж профессии адвоката
О круглом столе, на котором обсуждались вопросы об адвокатской монополии, профессиональной подготовке адвокатов и престиже профессии

Интервью

Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
1 июля 2022 г.
Елена Леванюк
Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
При наличии в уголовном деле добросовестного защитника по соглашению защитник по назначению в нем участвовать не может

Позиция ФПА поддержана

8 июля 2015 г. 16:52

8 июля Совет Федерации одобрил законопроект, закрепляющий специальные организационно-правовые формы для адвокатских палат и адвокатских образований


Одобрив данный законопроект, законодатели таким образом поддержали позицию, которую неоднократно высказывала Федеральная палата адвокатов РФ. Документом предлагается добавить к перечню организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, «адвокатские палаты» и «адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами». Вместе с этим адвокатские палаты будут исключены из перечня юридических лиц, относящихся к ассоциациям (союзам). 

Также в ГК РФ предлагается внести положения, согласно которым адвокатскими палатами признаются «некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре». Адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, в свою очередь, признаются «некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности». 

В соответствии с положениями законопроекта особенности создания, правового положения и деятельности адвокатских палат субъектов РФ, Федеральной палаты адвокатов РФ и адвокатских образований, являющихся юридическими лицами, определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. 
 
Содержание данного законопроекта отвечает позиции, которую при отнесении адвокатских палат и адвокатских образований к такой организационно-правовой форме некоммерческих организаций, как ассоциации (союзы), заняла Федеральная палата адвокатов РФ: противоречия, возникшие между соответствующими положениями ГК РФ и рядом норм Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», необходимо устранить с учетом специфики адвокатской деятельности, содержание которой составляет оказание квалифицированной юридической помощи, и организации адвокатуры как независимой профессиональной самоуправляемой корпорации. 

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, «модель самоуправления российской адвокатуры, в отличие от закрепленной в гражданском законодательстве модели управления ассоциациями (союзами), построена на началах коллегиальности. Органами управления как Федеральной палаты адвокатов, так и адвокатских палат субъектов Российской Федерации являются Всероссийский съезд адвокатов (региональные собрания или конференции) и советы соответствующих палат, а не единоличные органы управления. Данная модель применяется более десяти лет и основана на полуторавековом опыте деятельности российской адвокатуры, что способствовало созданию эффективной и демократичной системы функционирования адвокатских палат. Все это отвечает задачам самоуправления и обеспечения условий для реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции Российской Федерации)». 

Напомним, что законопроект № 798353-6 был внесен в Госдуму ФС РФ председателем Комитета Госдумы ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Плигиным и председателем Комитета Госдумы ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым в мае текущего года. Его принятие позволит уточнить порядок создания и деятельности некоммерческих организаций, в рамках которых адвокатами оказывается квалифицированная юридическая помощь, максимально ориентированный на потребности граждан в получении указанной помощи и интересы практики, что будет способствовать повышению эффективности реализации конституционного права каждого лица на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленного ст. 48 Конституции РФ. 

Ознакомиться с текстом законопроекта можно здесь.
Поделиться