Лента новостей

25 апреля 2025 г.
Безопасность и преимущества платформы цифрового рубля
Советник ФПА РФ Елена Авакян приняла участие в Юридическом форуме «Безопасный бизнес – 2025»
25 апреля 2025 г.
Дискуссия о будущем рынка юридических услуг в Казахстане
Первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев выступил на заседании Экспертного совета Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан
24 апреля 2025 г.
Новые формы помощи, используемые адвокатами, доказали свою эффективность
Президент ФПА РФ Светлана Володина выступила на Всероссийском совещании по вопросам оказания БЮП участникам СВО и членам их семей

Мнения

Юрий Пилипенко
23 апреля 2025 г.
Достижение глобального порядка для российской адвокатуры
К юбилею Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

Интервью

Следующей цивилизацией будет цивилизация права
16 апреля 2025 г.
Виктор Буробин
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
В 2025 году планируется открытие первой бесплатной электронной юридической библиотеки «ЮСТЕКА»

Покушение на краеугольное положение

3 ноября 2016 г. 17:23

Юридическое образование представителя в административном судопроизводстве обеспечивает право на реальную судебную защиту


Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко направил письмо Помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Ларисе Брычевой письмо, в котором выражено категорическое несогласие ФПА РФ с предложением изменить нормативное регулирование института представительства в административном судопроизводстве.

Федеральная палата адвокатов РФ рассмотрела проекты трех федеральных законов. Если законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и «О внесении дополнения в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации» в целом одобрены, то по третьему документу у ФПА РФ имеются серьезные возражения.

Дело в том, что законопроект «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты» содержит, в частности, предложение об отказе от обязательного профессионального представительства. В пояснительной записке отступление от существующего порядка профессионального судебного представительства обосновывается активной ролью суда в административном судопроизводстве. Однако, как отмечает ФПА РФ, термин «активная роль суда» в КАС определен в ином контексте – «состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда» (п. 7 ст. 6 КАС РФ). А истинная состязательность и равноправие сторон «возможны лишь при надлежащей юридической квалификации сторон и (или) их представителей, что невозможно обеспечить, устранив из положений Кодекса существующее в настоящее время требование об обязательном наличии у представителя высшего юридического образования или статуса адвоката», – подчеркивается в правовой позиции ФПА.

Наличие у представителя стороны высшего юридического образования являлось одним из краеугольных положений реформы административного судопроизводства в России. Ведь в рамках административного судопроизводства (в отличие от гражданского) гражданину или организации всегда противостоит субъект, осуществляющий государственные или иные публичные полномочия. А он «по определению обладает более высокой правовой квалификацией, чем не имеющий юридического образования гражданин».

Рассматриваемые в порядке административного судопроизводства дела представляют для граждан наибольшую сложность с точки зрения реализации ими своих процессуальных прав и обязанностей. И именно поэтому в КАС РФ предусмотрена такая гарантия обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства, как обязательное наличие у представителя высшего юридического образования.

Упоминая о том, что конституционное право на судебную защиту предполагает «не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты, которая должна быть обеспечена государством», ФПА РФ ссылается на ряд постановлений Конституционного Суда РФ. Именно КС в своих решениях установил, что право на доступ к правосудию требует законодательного регулирования, при осуществлении которого федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения. Поэтому в различных процессуальных законах устанавливаются разные требования к судебным представителям. А в 2016 г. КС отказался принять к рассмотрению жалобы на ч. 1 ст. 55 КАС РФ, устанавливающую обязательность наличия высшего юридического образования у судебных представителей.

Наконец, допуск в административное судопроизводство представителей без юридического образования противоречит обязательствам, принятым Россией при вступлении во Всемирную торговую организацию.

Федеральная палата адвокатов РФ просит поддержать ее мнение при формировании позиции Государственно-правового управления Президента РФ по проекту поправок в КАС РФ.

Поделиться