Лента новостей

3 мая 2024 г.
Документ довольно точно отражает действительное положение дел в сфере оказания БЮП
В ФПА РФ прокомментировали доклад Минюста России о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в 2023 г.
3 мая 2024 г.
Собранные идеи составят ресурс для будущих стратегий и решений
Открыт сбор предложений по темам для Петербургского международного юридического форума – 2024

Мнения

Денис Смирнов
3 мая 2024 г.
Адвокаты должны предупреждать об опасности нежелательных организаций
О правовом просвещении с целью формирования правовой культуры, уважительного отношения к закону и противодействия деструктивным течениям

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

Оспоримая или ничтожная?

17 февраля 2023 г. 13:41

Адвокатам рассказали об особенностях признания сделок недействительными и применении последствий недействительности (ничтожности)


17 февраля с лекцией на вебинаре ФПА РФ выступил кандидат юридических наук, судья Верховного Суда РФ в отставке Сергей Романовский.

В начале выступления спикер напомнил об изменениях в Гражданский кодекс РФ, вступивших в силу с 1 сентября 2013 г. и касающихся правового регулирования сделок и их недействительности. Так, квалифицируются как ничтожные сделки, совершенные с нарушением законодательства (мнимые сделки; совершенные лицом, признанным недееспособным; сделки, в которых происходит посягательство на публичные интересы и интересы третьих лиц, а также совершенные с нарушением законодательного запрета или противоречащие законодательному регулированию соответствующего вида обязательств).

Подробно, на практических примерах, лектор пояснил, что такое мнимые и притворные сделки и что нужно доказать, защищая нарушенные такой сделкой права. При этом, подчеркнул он, важно не забывать о правилах добросовестного поведения при заключении сделок (п. 5 ст. 166 ГК РФ).

В то же время, заметил Сергей Романовский, не все сделки, подпадающие под перечисленные выше основания, могут быть квалифицированы как ничтожные. Если такая сделка является оспоримой и на это прямо указано в законе, она не может быть переквалифицирована на ничтожную.

Лектор рассказал, в каких случаях надлежащим способом защиты нарушенных прав будет иск о признании сделки недействительной, в каких – виндикация (ст. 301, 302 ГК РФ), привел типичные ошибки, допускаемые как сторонами споров, так и судами. Также он обратил внимание на такой способ защиты нарушенных прав, как признание права отсутствующим, – на это было указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Данный способ, например, применим, если в ЕГРН имеются две или более записи о принадлежности одного и того же объекта недвижимости разным лицам, однако воспользоваться правом на подачу такого иска могут только определенные лица.

Сергей Романовский заметил, что разграничение сделок на ничтожные и оспоримые важно для правоприменения. Так, если речь идет о ничтожной сделке, то она ничтожна в силу закона (ее необязательно признавать таковой в судебном порядке). В свою очередь, оспоримой сделка может быть признана по иску заинтересованного лица, и последствия ее недействительности наступают только после того, как суд признает сделку оспоримой. Согласно ст. 162 ГК РФ с требованием о признании сделки оспоримой и применении последствий ее недействительности могут обращаться как контрагенты по данной сделке, так и лица, чьи интересы нарушены ее совершением. Требовать применения последствий ничтожности сделки вправе только контрагенты.

Лектор обратил внимание, что согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если речь идет о признании сделки недействительной в силу ее оспоримости, суд не может выйти за пределы заявленных требований и вправе рассмотреть только вопрос о недействительности сделки. Решение вопроса о применении последствий недействительности сделки по инициативе суда невозможно. В случае ничтожности сделки ситуация иная – даже если лицо не заявляет о применении последствий ничтожности сделки, а только просит о признании ее таковой, суд по собственной инициативе может выйти за пределы заявленных требований, однако данный вопрос должен быть поставлен на обсуждение участников процесса.

В заключение Сергей Романовский ответил на вопросы участников вебинара.

Обращаем внимание, что запись вебинара будет доступна 17 февраля до 24.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в субботу и воскресенье (18 и 19 февраля).

Поделиться