Лента новостей

17 мая 2024 г.
Информационное право нуждается в кодификации
Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян приняла участие в обсуждении перспектив разработки Информационного кодекса РФ на круглом столе в Совете Федерации
15 мая 2024 г.
Очная ставка как успешное средство защиты
О возможностях очной ставки и участии в этом следственном действии

Мнения

Михаил Толчеев
15 мая 2024 г.
«Заморозки» остаются в прошлом
В развитии Комплексной информационной системы адвокатуры России начался новый этап

Интервью

Адвокат и живописец
17 мая 2024 г.
Елена Кошелева
Адвокат и живописец
Художественное творчество украшает адвокатскую жизнь Елены Кошелевой

Одобрение получено

11 декабря 2023 г. 16:36

В Правительстве РФ рассмотрели поправки к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”»


11 декабря на заседании Комиссии Правительства по законопроектной деятельности одобрены разработанные Минюстом России поправки к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”», принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 12 апреля 2023 г. Как сообщается на сайте Минюста России, предлагаемые законопроектом и поправками к нему изменения позволят повысить гарантии реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а также оптимизируют взаимодействие органов юстиции, ФПА РФ и адвокатских палат субъектов Российской Федерации. По словам вице-президента ФПА РФ Олега Баулина, одобренные Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности поправки в Закон об адвокатуре можно считать одним из наиболее проработанных законопроектов.

Законопроектом предусматривается создание Единого государственного реестра адвокатов Российской Федерации, который станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения об адвокатах. В Единый реестр также будут включаться сведения о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, что позволит исключить случаи сдачи экзамена с нарушением срока. Создание такого реестра позволит всем заинтересованным лицам в круглосуточном режиме получать информацию о статусе адвоката, его удостоверении, членстве в региональной адвокатской палате.

Полномочия по ведению, определению порядка ведения и состава сведений Единого реестра закрепляются за Минюстом России. Минюст России наделяется также полномочиями по утверждению Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на присвоение статуса адвоката. 

Законопроектом повышаются требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Так, претендовать на получение статуса адвоката смогут лица, имеющие высшее юридическое образование одновременно по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификации (степень) «магистр») и диплом бакалавра по направлениям подготовки «Юриспруденция» или «Обеспечение законности и правопорядка».

Кроме того, в рамках проводимой цифровой трансформации института адвокатуры закрепляется статус Комплексной информационной системы адвокатуры России как автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов, региональных адвокатских палат, адвокатских образований и адвокатов.

В мае текущего года Минюстом России был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект поправок к законопроекту. Поправками предлагается ввести еще одно основание для прекращения статуса адвоката советом адвокатской палаты, в частности, выезд адвоката на постоянное местожительство либо на срок более одного года за пределы Российской Федерации. При этом данное введение не затронет тех адвокатов, которые выехали для лечения или обучения, либо сопровождения членов семьи, направленных для исполнения трудовых или иных обязанностей за пределы Российской Федерации органами государственной власти или российскими организациями, и по иным уважительным причинам. В публикации на сайте Минюста России отмечается, что в случае установления названных фактов дисциплинарное производство в отношении адвокатов, выехавших из России, будет рассматриваться по общим правилам, установленным Кодексом профессиональной этики адвоката.

Кроме того, поправками предлагается определить, что в случае установления фактов недостоверности сведений, представленных претендентом на приобретение статуса адвоката, дисциплинарное производство, минуя этап его рассмотрения квалификационной комиссией, будет передаваться сразу на рассмотрение в совет адвокатской палаты.

Поправками также уточняется, что вводимое требование к уровню образования для претендентов на получение статуса адвоката не будет распространяться на лиц, получивших высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности до вступления Федерального закона в силу. Кроме того, эта норма не будет распространяться на уже работающих у адвокатов стажеров, а срок ее вступления в силу будет отложен до завершения 2023–2024 учебного года.

Вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин в комментарии пресс-службе ФПА РФ заявил, что одобренные Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности поправки в Закон об адвокатуре можно считать одним из наиболее проработанных законопроектов.

Он напомнил, что работу над ними Министерство юстиции РФ начало более двух с половиной лет назад. С июля 2021 г. в ней участвует Федеральная палата адвокатов РФ.

Олег Баулин отметил отдельные положения законопроекта.

Так, проект конкретизирует и расширяет полномочия федерального органа юстиции в отношении адвокатуры, уточняет правила деятельности органов адвокатского сообщества.

Одним из ключевых положений документа, по мнению Олега Баулина, являются правила о ведении Единого государственного реестра адвокатов. Отражение сведений об адвокате в федеральном, а не региональном реестре подчеркивает публичный характер деятельности адвоката по оказанию юридической помощи, общегосударственное значение его статуса.

Ряд значимых корпоративных актов адвокатского сообщества по законопроекту станет объектом контроля Министерства юстиции. В частности, предлагается утверждение Министерством юстиции Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также согласование с Министерством Порядка изменения адвокатом членства в адвокатской палате. С учетом сложившихся у федерального органа юстиции и ФПА РФ подходов и общего понимания условий приобретения статуса адвоката и изменения членства, названные согласительные процедуры вряд ли приведут к спорам и коллизиям в их отношениях и взаимодействии.

Законопроект уточняет требования к содержанию адвокатского запроса. В частности, появляется правило о том, что в запросе не может содержаться просьба о разъяснении содержания правовых норм. Причина заключается в том, что запрос – это способ получения информации доказательственного характера, сведений о фактах, но не разъяснений и консультаций относительно содержания нормативных актов.

Еще одна из поправок предусматривает, что в запросе не может содержаться оспаривание действий уполномоченных органов и должностных лиц. Встречаются случаи, когда запрос используется не в соответствии с его предназначением, а как инструмент для споров и дискуссий с тем или иным уполномоченным органом. Нужно отметить, что понимание запроса в законопроекте совпадает с позицией адвокатского сообщества, выраженной в принятом XI Всероссийским съездом адвокатов Стандарте подготовки и направления адвокатских запросов.

«Заметное влияние на профессиональную деятельность адвокатов окажут положения законопроекта о выдаче ордеров непосредственно адвокатскими палатами, уточнение и изменение процедур приостановления и прекращения статуса адвокатов, привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.

Законопроект в качестве самостоятельного основания предусматривает возможность прекращения статуса адвоката, выехавшего на постоянное место жительства или на срок более года за пределы Российской Федерации. Прекращение связей и взаимодействия с российской адвокатурой не сочетается с сохранением статуса адвоката», – подчеркнул вице-президент ФПА РФ.

Существенным, по его мнению, является то, что данное основание прекращения статуса адвоката не является безусловным. В процедурном отношении вопрос последовательно рассматривается квалификационной комиссией и – на основании ее заключения – советом региональной палаты. Органы адвокатского самоуправления обязаны принимать во внимание наличие уважительных причин оставления Российской Федерации, исключающих прекращение статуса адвоката. В законопроекте в качестве таких причин названы лечение, обучение либо сопровождение членов семьи для исполнения трудовых или иных обязанностей. Возможны и иные уважительные причины. Кроме того, выезд за пределы страны для исполнения профессиональных обязанностей на территории другого государства основанием для прекращения статуса адвоката не является.

Законопроект ограничивает действие адвокатского удостоверения 15 годами, конкретизирует правила его оформления, замены и сдачи.

«Закономерным и ожидаемым является определения статуса Комплексной информационной системы адвокатуры России как обеспечивающей комплексную автоматизацию деятельности адвокатской корпорации, ее взаимодействие с уполномоченными органами», – считает Олег Баулин.

Он напомнил, что положения законопроекта после продолжительных обсуждений и учтенных предложений Федеральной палатой адвокатов согласованы. «Адвокатура в целом готова к выполнению своих функций после внесения изменений в Закон об адвокатуре», – заключил он.

Поделиться