Лента новостей
Правовые основы электронной торговли
Дискуссия на животрепещущую тему
Вебинар ФПА РФ 11 декабря
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
«Полюбить профессию, упорно работать, профессионально совершенствоваться и верить в свою звезду»
Обмен опытом российских и белорусских коллег
В Министерстве юстиции РФ обсудили изменения в регулировании адвокатской и нотариальной деятельности
28 октября в Министерстве юстиции РФ состоялось очередное заседание рабочей группы по вопросам оказания юридической помощи (адвокатская и нотариальная деятельность) Объединенной коллегии Министерства юстиции государств – участников Союзного государства (далее – рабочая группа). В заседании, проходившем в формате видеоконференции, приняли участие представители Министерства юстиции, адвокатуры и нотариата Российской Федерации и Республики Беларусь. Федеральную палату адвокатов РФ представлял вице-президент Михаил Толчеев, Белорусскую республиканскую коллегию адвокатов (далее – БРКА) представляли Виктор Чайчиц и его заместитель Татьяна Матусевич.
В повестку заседания были включены вопросы, предусмотренные «Дорожной картой» в части занятия адвокатской деятельностью, утвержденной 18 ноября 2019 г.: обмен опытом по изменениям законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность в Российской Федерации и Республике Беларусь; проведение анализа законодательства по вопросу о требованиях к лицам, претендующим на занятие адвокатской деятельностью; обсуждение возможности получения статуса адвоката иностранными гражданами на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, а также порядок регистрации адвокатов иностранных государств на территории этих государств.
Как сообщил пресс-службе ФПА РФ вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев, в рамках заседания состоялся обмен информацией об изменениях в регулировании адвокатской и нотариальной деятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Заместитель председателя БРКА Татьяна Матусевич остановилась на вопросе «адвокатской монополии», которая была введена в Республике Беларусь в 2011 г., и на том, как был осуществлен переход к ней.
Говоря о проблематике перехода к «адвокатской монополии», председатель БРКА Виктор Чайчиц отметил, что ее противники встречались как во внешних институтах, так и внутри самой адвокатуры. Это очень странно и неправильно, поскольку переход к «адвокатской монополии» – важный этап в развитии общества, считает Виктор Чайчиц.
Представитель Минюста России, заместитель руководителя Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Инга Меликян рассказала об изменениях в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», вступивших в силу с 1 марта 2020 г.
Более подробно на этих изменениях остановился в своем выступлении Михаил Толчеев.
Вице-президент ФПА РФ также выразил мнение, что «историческое развитие общества приведет к тому, что рано или поздно общественный консенсус потребует введения в Российской Федерации “адвокатской монополии”. С одной стороны, по причине того, что столь чувствительная область профессиональной деятельности, как оказание квалифицированной юридической помощи, не может быть стихийной и совершенно бесконтрольной. С другой – потому что иного института, кроме адвокатуры, который обеспечивал бы самоконтроль и одновременно сохранял полную независимость от тех, кому адвокатское сообщество призвано противостоять процессуально, просто нет». В большинстве стран эту нишу занимает именно адвокатура, добавил он.
Отвечая на вопрос Виктора Чайчица о взаимодействии российской адвокатуры с Министерством юстиции РФ, Михаил Толчеев подробно рассказал, в каких точках осуществляется это взаимодействие, уточнив, что антагонистических отношений между ними нет. «В принципе понятно, что такой общественно значимый вид деятельности не может остаться без абсолютного невмешательства со стороны государства. На мой взгляд, у нас с Министерством юстиции РФ на сегодняшний день сложились вполне сбалансированные взаимоотношения. У Минюста достаточно прав и полномочий для того, чтобы в допустимых пределах оказывать необходимое влияние на адвокатскую деятельность в рамках этих полномочий», – резюмировал вице-президент ФПА РФ.