Лента новостей

24 марта 2023 г.
Адвокатура должна соответствовать ожиданиям доверителей в области защиты персональных данных
24 марта состоялся общероссийский семинар для представителей адвокатских палат и крупных адвокатских образований по вопросам обеспечения информационной безопасности при осуществлении их деятельности
22 марта 2023 г.
22 марта открылось очередное заседание Дискуссионного клуба АП Воронежской области с участием адвокатов из разных регионов
С приветственным словом к участникам дискуссии обратилась президент ФПА РФ Светлана Володина

Мнения

Татьяна Капустина
24 марта 2023 г.
Воспитанники с нетерпением ждут мероприятий и встреч с адвокатами
О взаимодействии адвокатов АП Брянской области с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательной колонии

Интервью

«Без перемен в судебной системе повышение роли адвокатуры невозможно»
10 марта 2023 г.
Светлана Володина
«Без перемен в судебной системе повышение роли адвокатуры невозможно»
Интервью президента ФПА РФ Светланы Володиной журналу «Закон»

Об адвокатах-дублерах

19 января 2016 г. 16:40

Совет АП г. Москвы утвердил разъяснение «Об участии в уголовном судопроизводстве защитников по назначению»


В указанном документе Совет г. АП Москвы напоминает о том, что навязывание адвокатом подозреваемому, обвиняемому своей юридической помощи в качестве защитника недопустимо ни при каких обстоятельствах, а также сообщает о том, что должен сделать адвокат по назначению в случае, если его доверитель заключил соглашение о защите с другим адвокатом.

В разъяснении Совет г. АП Москвы указывает, что навязывание адвокатом подозреваемому, обвиняемому своей юридической помощи в качестве защитника недопустимо ни при каких обстоятельствах, в том числе и при осуществлении защиты по назначению: «В равной мере недопустимым является такое навязывание и со стороны органов и лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, в отсутствие законных оснований для назначения защитника».

Совет АП г. Москвы сообщает, какие действия следует предпринять защитнику по назначению в случае, если ему стало известно о заключении его доверителем соглашения с другим адвокатом: «Адвокат по назначению, установивший факт наличия у того же лица защитника по соглашению, обязан незамедлительно предпринять все предусмотренные законом и вышеуказанными разъяснениями Совета Адвокатской палаты г. Москвы действия, направленные на прекращение своего участия в деле, включая (но не ограничиваясь этим) поддержку заявления подозреваемого, обвиняемого об отказе от него, собственное аналогичное заявление и проявление настойчивости с целью надлежащего рассмотрения и разрешения этих заявлений дознавателем, следователем или судом, а при их отказе или уклонении от принятия такого решения адвокат должен покинуть место процессуальных действий, сделав соответствующие заявления. Совет Адвокатской палаты г. Москвы подчеркивает, что такие действия защитника по назначению не могут расцениваться как отказ от защиты и являются не только правомерными, но и обязательными. Это требование распространяется и на случаи, когда в дело, в котором уже участвует защитник по назначению, впоследствии вступает защитник того же лица по соглашению».

Также в документе указывается, в каком случае продолжение участия в деле защитника по назначению при наличии у того же лица защитника по соглашению является допустимым. Как отмечает АП г. Москвы, отказ от защитника по назначению при наличии у того же лица защитника по соглашению может быть не принят дознавателем, следователем или судом лишь в том случае, когда процессуальное поведение защитника по соглашению, либо поведение подозреваемого, обвиняемого при реализации права на свободный выбор защитника, будучи явно недобросовестным, ущемляет конституционные права других участников судопроизводства: «Иными словами, непринятие отказа от защитника по назначению при наличии защитника по соглашению может являться законным и обоснованным лишь в том случае, когда действия или бездействие подозреваемого, обвиняемого при реализации права на свободный выбор защитника и/или действие или бездействие защитника по соглашению противоречат требованиям закона либо представляют собой злоупотребление правом на защиту, и такое нарушение или злоупотребление дезорганизует ход дознания, предварительного следствия либо судебного заседания, то есть направлено на срыв судебного процесса либо досудебного производства по делу».

Следовательно, указывает Совет АП г. Москвы, продолжение участия в деле защитника по назначению при наличии у того же лица защитника по соглашению не может рассматриваться как недопустимое дублирование функций защиты только при условии, что процессуальное решение дознавателя, следователя или суда, которым отклонен заявленный отказ от защитника по назначению, не только вынесено в соответствии с требованиями закона, но и содержит указание именно на такое поведение подозреваемого, обвиняемого и/или защитника (защитников) по соглашению, с приведением конкретных фактических обстоятельств, подтверждающих обоснованность этого вывода: «Процессуальное решение органа или лица, осуществляющего производство по уголовному делу, которым отклонен заявленный отказ от защитника по назначению, не содержащее такого обоснования, а принятое лишь со ссылкой на наличие дискреционного полномочия, предусмотренного ч. 2 ст. 52 УПК РФ, не может, как явно не соответствующее требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, являться законным и достаточным основанием продолжения участия в деле защитника по назначению, дублирующего защитника по соглашению, и вынуждает защитника по назначению устраниться от участия в деле».

Полный текст разъяснений можно скачать здесь.

Поделиться