Лента новостей

4 сентября 2024 г.
Москва – Курск
Президент ФПА РФ Светлана Володина и первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев совершили рабочий визит в Курск
4 сентября 2024 г.
Предстоит работа в обновленном составе
Утвержден новый состав Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства
3 сентября 2024 г.
КЭС приняла в работу новые запросы
3 сентября состоялось очередное заседание Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ

Мнения

Наталья Астайкина
6 сентября 2024 г.
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
О проекте Совет молодых адвокатов Ульяновской области «Адвокатура в школе»

Интервью

Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
6 сентября 2024 г.
Олег Баулин
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Число случаев оказания адвокатами помощи участникам СВО при взаимодействии с Фондом «Защитники Отечества» и Комитетом семей защитников Отечества кратно больше, чем в рамках государственной системы БЮП

«Мы должны продвинуться на несколько шагов вперед»

9 февраля 2018 г. 23:23

9 февраля состоялась конференция «Новые технологии и правоприменение», посвященная актуальным вопросам развития правовой сферы в эпоху новых технологий


Конференция организована Федеральной палатой адвокатов РФ, соорганизаторами выступили Общественная палата РФ и Федеральная нотариальная палата. На пленарном заседании и трех специальных секциях обсуждались такие темы, как автоматизация и роботизация юридического процесса, блокчейн, искусственный интеллект, кибербезопасность. Внедрение инновационных технологий в юридическую практику, упрощая и ускоряя совершение многих юридически значимых действий, облегчая гражданам и юридическим лицам доступ к юридическим документам, правовой помощи и правосудию, вместе с тем влечет необходимость масштабных изменений в нормативном регулировании и вызывает вопросы, на которые юристы пока не находят однозначных ответов.


Конференция прошла в Общественной палате РФ, в ее работе участвовали более 300 представителей законодательных и исполнительных органов власти федерального и регионального уровней, крупных международных и российских юридических фирм, адвокатских образований, общественных организаций, производители и интеграторы программного обеспечения, информационных сетей и систем, а также продуктов в сфере информационной безопасности.

Федеральную палату адвокатов РФ представляли президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, вице-президент ФПА РФ, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб, вице-президент ФПА РФ Светлана Володина, вице-президенты и советники ФПА РФ.

Открывая пленарное заседание, президент ФПА РФ отметил важность и актуальность темы и поблагодарил Общественную палату РФ за гостеприимство, участников – за любознательность, а спикеров – за готовность высказаться по заявленным темам. В кратком вступительном слове он сформулировал несколько тезисов, которые в образной форме передают суть проблем, связанных с внедрением в практику инновационных технологий:

«Создавая искусственный интеллект, стоит иметь в виду, что еще не все мы справились со своим естественным интеллектом, поэтому, наверное, неплохо было бы тем людям, которые берут на себя ответственность за разработку искусственного интеллекта, позаботиться о том, чтобы эти технологии предусматривали “защиту от дурака” (есть такой термин в технике).

Существует проблема “лишних людей”, и когда мы развиваем цифровую экономику и пытаемся внедрить искусственный интеллект, роботизацию, то, наверное, не должны забывать о таком феномене, как “лишние люди”. Хочу напомнить, что Древний Рим погиб не потому, что его захватили варвары, а потому, что там образовался огромный пласт «лишних людей», которые ничего не умели делать, в том числе и защитить себя от варваров.

Нельзя не заметить, что есть два параллельных процесса: развитие новых технологий и усиление ханжества в обществе. Хотелось бы задать спикерам вопрос, как связаны между собой эти два процесса, потому что, с одной стороны, мы становимся роботизированными, а с другой стороны, ханжество – и не только в Европе или в США – начинает проявляться.

Предпоследний тезис связан с таким явлением, как блокчейн. Где-то я прочитал, что блокчейн – это решение, которое ищет свою задачу. И тоже хотелось бы поставить вопрос: а не вместе ли мы с вами создаем эту проблему, которую потом с помощью блокчейна будем решать?

И наконец, замечу, что на данном этапе с роботизацией и внедрением искусственного интеллекта не все так плохо. Например, буквально неделю тому назад средства массовой информации сообщили, что на сайте арбитражного суда было размещено решение за два часа до начала судебного заседания. Таким образом, мы можем сделать вывод, что система автоматизации уже где-то внедрена и работает. Хотелось бы понять: с внедрением автоматизации дальше не получится ли так, что судебное решение на сайте суда будет публиковаться еще до подачи искового заявления?»

Цели поставлены государством

Актуальность темы обусловлена тем, что информационные технологии провозглашены основой для дальнейшего развития всего государства. Приоритетность этого направления закреплена рядом нормативных правовых актов, принятых в последние годы, в том числе программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

О том, как реализуется эта программа в различных сферах юридической практики, в том числе в деятельности нотариата, судов, органов исполнительной и законодательной власти, банков, какие вопросы в нормативном регулировании и правоприменении необходимо решать в связи с внедрением новых технологий, рассказали выступавшие на пленарном заседании: заместитель министра юстиции РФ Денис Новак, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев, директор Департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития РФ Вадим Живулин, судья Верховного Суда РФ Евгений Земсков, советник отдела информационной безопасности Управления информатизации и связи Верховного Суда РФ Александр Долженко, вице-президент Федеральной нотариальной палаты Станислав Смирнов, председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим, первый заместитель председателя Фонда социального страхования РФ Евгений Писаревский, член Экспертного совета по законодательному обеспечению развития финансовых технологий при Комитете ГД ФС РФ по финансовым рынкам, член Экспертного совета по созданию основ цифровизации экономики при Комитете Совета СФ ФС по экономической политике, лидер тематической рабочей группы «Финтех» Центра компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики, советник московского офиса BakerMcKenzie Алевтина Камелькова, руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта, член рабочей группы ГД ФС РФ по вопросам регулирования робототехники и искусственного интеллекта, член Экспертного совета ГД ФС РФ по цифровой экономике и блокчейн-технологиям, старший юрист «Dentons» Андрей Незнамов, вице-президент, начальник юридического департамента «Газпромбанка» Татьяна Кузьмина, вице-президент, директор правового департамента ПАО «Сбербанк России» Игорь Кондрашев, член Правления, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС» Руслан Ибрагимов, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Николай Черногор.

Достижения и проблемы

Вице-президент Федеральной нотариальной палаты Станислав Смирнов отметил, что внедрение цифровых технологий и их дальнейшее использование уже много лет является приоритетным направлением деятельности нотариата. Создана концепция «Электронный нотариат», в основе которой лежит созданная в ФНП Единая электронная система (ЕИС). За четыре года успешной работы она позволила нотариусам на практике применить целый ряд уникальных инструментов и сервисов для граждан и юридических лиц: нотариат не только перешел на электронный документооборот внутри института, но и стал полноправным участником системы межведомственного электронного взаимодействия. Обращаясь к нотариусу, граждане и бизнес получают услуги в режиме «одного окна», в результате чего нотариальные конторы превратились в настоящие фронт-офисы налоговых и регистрирующих органов. ЕИС стала основой для уникальных электронных личных сервисов, позволяющих любому человеку оценить риски оборота заложенного недвижимого имущества либо проверить подлинность доверенности.

«Все это делается дистанционно, максимально быстро и совершенно бесплатно», – подчеркнул Станислав Смирнов. Каждый нотариус имеет усиленную квалифицированную цифровую подпись, что является весомым вкладом в распространение в стране юридически значимых документов в цифровом формате и возможность их направления в электронном виде в органы государственной власти, в том числе для осуществления регистрационных действий.

С 1 января 2018 г. российский нотариат перешел на регистрацию всех нотариальных действий в ЕИС. Такой шаг призван обеспечить достоверность нотариальных актов и свести к минимуму риски их фальсификации. При этом вносимые в ЕИС данные обеспечены надежной защитой. Поскольку нотариальная тайна охраняется законом и является одним из основных принципов работы нотариуса, все данные, которые вносятся им в базу, зашифровываются. Прежде чем получить доступ к данным, каждый пользователь системы проходит двухфакторную аутентификацию. Прямой доступ к конкретным нотариальным действиям есть только у нотариусов, который совершил их в ЕИС. Хранение данных в системе производится также в зашифрованном виде.

«Таким образом, в двадцать первом веке нотариат по своей инициативе создал полноценную информационную инфраструктуру, повысившую достоверность и безопасность юридически значимых сведений, скорость и качество получения нотариальных услуг», – сказал вице-президент ФНП.

Он акцентировал внимание на том, что «повсеместная роботизация в социальных и экономических сферах отнюдь не отменяет, а остро нуждается в гарантиях правовой стабильности и законности гражданских правоотношений». По его мнению, такие гарантии невозможно обеспечить без участия квалифицированных юристов, нецелесообразно заменять их искусственным интеллектом.

Станислав Смирнов назвал некоторые риски, связанные с использованием электронных технологий. Например, как при дистанционном совершении юридически значимых действий – а эта идея сейчас распространяется повсеместно – электронная программа сможет проверить их добровольность? С большой осторожностью следует вводить в практику и заключение смарт-контрактов. Они могут применяться для оформления простых сделок, которые не затрагивают интересы третьих лиц, но даже в таких случаях возникает риск, что не будут учтены все интересы сторон сделки и предусмотрены все нюансы. Технология блокчейн, на которой основана концепция смарт-контракта, не позволяет вносить изменения в уже заключенные контракты, даже если обнаружена ошибка, приводящая к некорректному исполнению условий соглашения или сводящая на нет всю цепочку последующих юридически значимых действий. Решить проблему, вероятнее всего, удастся только путем заключения нового контракта с предварительным согласием всех сторон и аннулирования ранее заключенного договора, а это сводит на нет его ключевые преимущества – снижение временных и материальных издержек сторон. К тому же возрастают риски недостоверности данных в государственных реестрах и как следствие увеличивается нагрузка на судебную систему.

Еще одна серьезная издержка, связанная с применением электронных технологий, – угроза безопасности и утечки значимых сведений. Хакерским атакам подвергаются государственные базы данных, корпоративные сведения, персональная информация граждан, в связи с чем необходим высочайший уровень кибербезопасности, крайне важны меры по предупреждению киберпреступности.

Электронные технологии и адвокатура

Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак, под руководством которого был подготовлен и в настоящее время дорабатывается с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения, проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, подробно остановился на тех проблемах адвокатской корпорации, которые можно решить только путем применения новых технологий.

Это, прежде всего, проблема «карманных адвокатов», из-за которой адвокатура чаще всего подвергается критике. Решить ее можно только путем внедрения во всех субъектах РФ электронной программы распределения дел между адвокатами, участвующими в судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда. По его мнению, только такой способ полностью исключает влияние сотрудников правоохранительных органов и судей на распределение дел и гарантирует полную независимость при назначении адвокатов, поэтому электронная программа, разработанная Федеральной палатой адвокатов РФ, должна быть как можно скорее введена в действие во всех региональных палатах.

Заместитель министра также отметил необходимость внедрения новых технологий в деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи и сказал, что в этом отношении большие надежды возлагает на Федеральную палату адвокатов РФ: необходимо разъяснять адвокатам преимущества новых инструментов, которые предлагает Legal tech для информационно-технологического обслуживания профессиональной юридической деятельности (в частности, технологии решения основных правовых задач, облегчающие работу юристов, например автоматизирующие повторяющиеся задачи, такие как подготовка и анализ типовых договоров, выявление проблемных положений в документах для дальнейшего анализа). Данные технологии сокращают издержки на оказание квалифицированной юридической помощи и делают ее более качественной и эффективной.

«Мы сейчас находимся в таком историческом моменте, когда можно благодаря пониманию того, насколько выгодно эффективное использование новых технологий, продвинуться сразу на несколько шагов вперед и догнать самые передовые мировые юридические фирмы. Для этого надо привить понимание, что такие технологии очень удобны и необходимы. В нашей стране среди профессионалов существует определенный консерватизм, нет доверия к этим инструментам, нет уверенности, что надо поскорее начать ими пользоваться. Федеральная палата адвокатов, на мой взгляд, должна сыграть важнейшую роль при их внедрении в нашей стране, чтобы развилось понимание, что надо пользоваться информационными технологиями, и чтобы мы этот скачок сделали», – подчеркнул Денис Новак.

По его мнению, следует включить в Концепцию положение о том, чтобы ФПА РФ обеспечила у российских разработчиков Legal tech заказ базовых программ, позволяющих оказывать юридическую помощь с применением самых новых технологий, например, сервисов составления проектов договоров, и включить в программу повышения квалификации адвокатов обязательные часы обучения по использованию этих программ (при бесплатном предоставлении доступа к ним фирмами-разработчиками).

Также Денис Новак считает необходимым в плане повышения квалификации обязать каждого адвоката завести реквизиты, необходимые для того, чтобы подавать процессуальные документы в электронном виде.

Кроме того, заместитель министра сообщил о планах Минюста России по созданию единого портала по правовому просвещению и правовому информированию, которые недавно обсуждались на совещании с участием представителей ФПА РФ. Планируется разработка сервисов, облегчающих поиск адвокатов для граждан, одна из составляющих этого проекта – размещение на сайтах адвокатских палат реестров адвокатов с указанием специализации, электронных адресов и телефонов.

«Так мы сможем сделать важное дело по внедрению новых технологий в правовое информирование и правовое просвещение, – сказал он. – Человек, который сталкивается с юридической проблемой, должен иметь информацию о том, как ее решить, – отсюда потянется цепочка юридических услуг. Почему сейчас у нас стагнация рынка юридических услуг? Потому что люди не понимают, что надо обращаться к юристу сразу, как только возникла проблема».

***

По окончании пленарного заседания прошли три секционных заседания: «Искусственный интеллект – помощник или конкурент?», «Блокчейн и право – история успеха», «Коммуникационные технологии и кибербезопасность: новая реальность в юридической практике, информация о содержании которых будет размещена в ближайшее время. Все заседания транслировались в прямом эфире, велась видеозапись, по материалам которой будет подготовлен видеоотчет о конференции.


Поделиться