Лента новостей
Москва – Курск
Предстоит работа в обновленном составе
КЭС приняла в работу новые запросы
Фото о событии
Мнения
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Лучше меньше, да лучше
Количество третейских судов сократилось, зато российский арбитраж начинает соответствовать мировым стандартам
О начале нового этапа реформы института третейского разбирательства говорили 1 ноября эксперты на пресс-конференции в ТАСС, организованной Федеральной палатой адвокатов РФ. 1 ноября 2017 г. прекратили свою деятельность третейские суды, число которых превышало две с половиной тысячи. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который вступил в силу осенью 2016 г., отныне осуществлять деятельность по администрированию арбитража смогут только арбитражные учреждения, получившие разрешение Правительства РФ.
Будущее арбитража в России обсудили президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), заместитель председателя Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции РФ Вадим Чубаров, председатель Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ, заведующий кафедрой международного частного и гражданского права МГИМО Алексей Костин, региональный представитель России в Судебном комитете Международной ассоциации юристов, член президиума Арбитражного центра при Институте современного арбитража Анна Грищенкова и ответственный администратор Арбитражного центра при Институте современного арбитража Андрей Горленко.
Реформа третейского разбирательства в РФ свершилась, но не завершилась, сказал президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко, открывая пресс-конференцию. «Ведь именно с сегодняшнего дня вступает в силу правило, в соответствии с которым прежние третейские суды не уполномочены разбирать споры. Существование нескольких тысяч третейских судов не могло не породить хаоса и некой неопределенности в том, как же вершится это квазиправосудие», – отметил он.
Адвокатура не относится ни к идеологам, ни к авторам этой реформы – адвокаты присоединились к ней, когда концепция проекта была разработана и уже начала рассматриваться в Государственной Думе. Но, как заметил Юрий Пилипенко, «очень здорово», что ФПА РФ «была вовлечена в очень важное для нашей страны дело реформирования третейского разбирательства» и выступила учредителем некоммерческой организации, которая создала впоследствии третейский суд (наряду с ФПА РФ учредителями АНО «Институт современного арбитража» являются Фонд поддержки правовых исследований и правового образования и LF Академия. При этом Институте создан Арбитражный центр, выполняющий функции по современному и качественному администрированию дел, рассматриваемых в порядке арбитража). Ведь адвокатуру и третейское разбирательство, по словам президента ФПА РФ, сближает многое. В целом ряде общеизвестных мировых арбитражных институтов именно адвокаты составляют значительную часть арбитров, и это никогда не вызывало никакого раздражения или подозрения, потому что в адвокатской профессии очень важны правила, предотвращающие конфликт интересов, и адвокаты им следуют.
Сегодня в России лишь четыре постоянно действующих арбитражных учреждения (ПДАУ). Два из них – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации – образованы еще в начале 30-х годов прошлого века. Они, как заметил председатель Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ, заведующий кафедрой международного частного и гражданского права МГИМО Алексей Костин, продолжают успешно работать, создают региональные отделения. И им не нужно было получать разрешение на продолжение деятельности.
Сегодня, к моменту окончания одного из этапов реформы, в соответствии с Федеральным законом № 382-ФЗ созданы только два новых ПДАУ. Еще около 30 заявок от некоммерческих организаций, также желающих администрировать третейские споры, находится на рассмотрении в Минюсте России, уточнил вице-президент ТПП РФ, заместитель председателя Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции РФ Вадим Чубаров.
Ответственный администратор Арбитражного центра при Институте современного арбитража Андрей Горленко рассказал о растущем во всем мире спросе на третейское разбирательство, который объясняется ускорением и глобализацией экономических процессов. А в нашей стране определенные преимущества третейского разбирательства, которое бизнес выбирает в силу его конфиденциальности, относительной быстроты рассмотрения споров, возможности выбора в качестве арбитра специалиста в конкретной области важны для повышения инвестиционной привлекательности, особенно в условиях санкций.
О своем отношении к реформе третейских судов и о необходимых шагах, которые придется сделать в ближайшее время, говорила региональный представитель России в Судебном комитете Международной ассоциации юристов, член президиума Арбитражного центра при Институте современного арбитража Анна Грищенкова. В частности, по ее мнению, еще несколько уважаемых арбитражных учреждений должны получить от правительства разрешение, а от государственных судов – помощь, без которой новая система работать не сможет.
В целом, по мнению экспертов, российский арбитраж начинает соответствовать мировым стандартам, «карманные» третейские суды ушли в прошлое, а сколько будет создано ПДАУ – покажет время. По словам Андрея Горленко, понадобится 5–10 лет, чтобы понять, есть ли у реального бизнеса «здоровый спрос» на третейское разбирательство. Соответствующим спросу будет и «здоровое предложение». Хотя некоторые «ультра-быстрые» и работавшие по сомнительным бизнес-схемам третейские суды хотели бы продолжить свою деятельность в том же режиме, что и раньше.
Отвечая на вопросы обозревателя «Новой адвокатской газеты», Вадим Чубаров пояснил, что споры, начатые до 1 ноября, могут быть разрешены арбитрами ad hoc, то есть назначенными для разрешения конкретного спора, если только стороны спора не договорятся об иной процедуре его разрешения. А Юрий Пилипенко сказал, что вряд ли сегодня кто-то может назвать точное количество ПДАУ, необходимое России, так как дальнейшее развитие реформы третейского разбирательства будет зависеть «от профессионализма институтов, допущенных к этому процессу».
Фото и видео: ТАСС