Лента новостей
Собрание артефактов для юристов и любителей истории
Корпорация благодарит за служение
«Нам нужна защита нашей профессии»
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
КоАП хотят переписать и сделать непротиворечивым
На сайте Правительства РФ опубликована Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Документом предполагается внесение в новую редакцию КоАП РФ ряда новелл, в том числе об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста). Вопрос об участии адвоката по назначению по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 УПК РФ, должен быть решен с учетом возможных финансовых затрат на его реализацию. Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров и советник ФПА РФ, член СПЧ Игорь Пастухов согласны с необходимостью подготовки нового Кодекса и поддерживают идею предусмотреть по ряду составов обязательное участие адвоката.
Концепция КоАП РФ, подготовленная межведомственной рабочей группой, образованной во исполнение поручения Председателя Правительства РФ и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 631-р, направлена на совершенствование процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях и обеспечение адекватности наказания. 5 июня 2019 г. представленная Концепция в целом одобрена на совещании у Дмитрия Медведева.
В 30-страничном документе обосновывается необходимость разработки нового КоАП РФ взамен действующего, поскольку в него было внесено 4800 изменений, которые «зачастую не носят системного характера».
«Существенными факторами, снижающими эффективность действующего КоАП, являются и накопившиеся за прошедшие годы проблемы в правоприменительной практике на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях», – отмечается в Концепции.
Кроме того, говорится, что новая редакция Кодекса должна учитывать опыт применения и толкования КоАП РФ судами и иными субъектами административной юрисдикции, а также обеспечивать стабильность законодательства об административных правонарушениях.
В КоАП РФ будет предусмотрен ряд новаций, в Кодекс «максимально полно должны быть включены составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, сферу благоустройства». При этом в особенной части Кодекса предлагается сократить число составов правонарушений, унифицировать виды, размеры и сроки наказаний, свести к минимуму практику безальтернативности наказаний.
Так, новый КоАП предполагает обязательное предупреждение за первое легкое нарушение, суд может ограничиться предупреждением нарушителя и в случае добровольного устранения или возмещения причиненного вреда или ущерба. Размер штрафа будут уменьшать за каждое смягчающее обстоятельство, но в то же время за каждое отягчающее обстоятельство штраф будет расти. Приостанавливать деятельность юридических лиц и предпринимателей будут только суды, а совершивших правонарушения под принуждением освободят от ответственности. Детей-инвалидов, инвалидов I или II групп не будут привлекать к обязательным работам за правонарушения. Также освобождать от этого наказания будут из-за беременности или тяжелого заболевания.
В новой редакции КоАП РФ предлагается дать возможность правонарушителям оплатить половину штрафа не только в сфере нарушения Правил дорожного движения, но и в других. Исключением станут грубые нарушения, которые влекут угрозу жизни и здоровью граждан. При этом штрафы до десяти тысяч рублей предлагается списывать с банковских счетов должника без возбуждения исполнительного производства. Если же дело завели, то нарушитель сможет получать извещения и уведомления о процессе при помощи SMS-сообщений и писем на электронную почту.
Обеспечить участие адвоката в ряде дел
Особенно интересными для адвокатов могут быть новые подходы к представительству в производстве по делам об административных правонарушениях. В связи с тем, что «защита прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых уполномоченным органом ведется производство по делу об административном правонарушении, зачастую связана с необходимостью обладания специальными юридическими познаниями в различных отраслях законодательства Российской Федерации, предлагается закрепить дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи».
В частности, в Концепции говорится, что «представителями в суде по делам об административных правонарушениях могут быть адвокаты и иные лица», при соблюдении определенных условий нельзя исключать возможность участия в деле об административном правонарушении общественного защитника, независимо от наличия у него высшего юридического образования. Кроме того, предполагается «рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации». В случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, «участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Решать обозначенный вопрос, как считают авторы Концепции, необходимо с учетом возможных финансовых затрат, которые потребуются на его реализацию.
Предложения о предоставлении адвоката лицу, обвиняемому в серьезном административном правонарушении, высказывались уже не раз. Рассматривая жалобу гражданки Валентины Михайловой, КС РФ в Определении от 5 февраля 2015 г. № 236-О сделал вывод, что вопрос о необходимости предоставления лицу, привлекаемому к административной ответственности, бесплатной юридической помощи может приобретать конституционное значение в тех случаях, когда степень реального вторжения в его права и свободы сопоставима с мерами уголовно-правового воздействия. А Европейский суд по правам человека, интерпретируя статью 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признал, что большинство составов административных правонарушений по своей природе, характеру и степени тяжести наказания (лишение специального права на срок до 3 лет, штраф до 300 тысяч рублей, административный арест) приближаются к уголовно наказуемым деяниям.
Значительных расходов не будет
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Геннадий Шаров позитивно относится к решению усовершенствовать КоАП РФ, принятый в конце 2001 г. По его словам, для своего времени это был важный документ, содержавший много принципиальных новелл. Но с тех пор многое изменилось, в Кодекс внесено огромное количество поправок, что, как отмечается в Концепции, «приводит к нарушению единства правового регулирования».
Что касается расширения нормы об обязательном участии адвоката в отдельных делах, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста, то «для самих адвокатов это означает расширение сферы участия в производстве по отдельным делам, что, конечно, следует расценить как положительное явление, особенно если речь идет о бесплатной помощи лицам, нуждающимся в поддержке квалифицированного юриста».
Геннадий Шаров надеется, что эта идея будет реализована законодателем, тем более что «назначение адвоката в делах об административном правонарушении не повлечет значительных бюджетных расходов, если будет применен тот же принцип, что уже используется в уголовном процессе, когда в последующем эти расходы компенсируются за счет лица, признанного виновным. При этом вице-президент ФПА РФ выразил надежду, что у адвокатов не будет возникать проблем с выплатами, как это нередко случается, когда речь идет о погашении обязательств государства по оплате труда адвокатов по назначению в уголовном судопроизводстве.
С целесообразностью разработки новой редакции КоАП РФ согласен и советник ФПА РФ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Пастухов: «Действительно, из-за постоянных изменений КоАП РФ возникают несогласованности в соразмерности разных составов правонарушений и санкций. Желание усилить ответственность за одни правонарушения не учитывает общего соотношения в системе наказаний; какие-то процедуры следовало бы пересмотреть; нужно учесть позиции ЕСПЧ, считающего некоторые наши составы корреспондирующими уголовным преступлениям».
Игорь Пастухов заявил о принципиальной поддержке предложения обеспечить обязательное участие адвоката при рассмотрении тех составов правонарушений, по которым возможно заключение под стражу.
«В СПЧ этот вопрос рассматривался, был предложен даже конкретный текст законопроекта, мы его поддержали на комиссии по гражданскому участию в правовой реформе. Такой концептуальный подход мы безусловно поддерживаем. Однако в Концепции подмечено, что этот вопрос связан с финансовыми затратами, что может повлиять на окончательное решение», – сказал Игорь Пастухов. Государство, по его мнению, попытается решить вопрос об обязательном участии адвоката по назначению путем снижения нагрузки на бюджет, однако «у государства есть обязанность обеспечивать бесплатную юридическую помощь и совсем не обязательно в последующем перекладывать материальную ответственность на граждан».