Лента новостей

20 сентября 2024 г.
Суд учел основной довод защиты
Адвокаты добились в ВС отмены приговора и прекращения дела о растрате в связи с малозначительностью
20 сентября 2024 г.
«Размеры оплаты БЮП должны быть определены на федеральном уровне»
В Думу внесен законопроект о наделении многодетных семей правом на БЮП

Мнения

Ольга Ружникова
20 сентября 2024 г.
Школа молодого адвоката вновь распахнула двери для учащихся
О деятельности Школы молодого адвоката Адвокатской палаты Кировской области

Интервью

Как правильно построить защиту
20 сентября 2024 г.
Сергей Колосовский
Как правильно построить защиту
Порядочность, бойцовский характер, идеальное знание своей отрасли права – главные для адвоката качества

Государство не должно вмешиваться в деятельность адвокатов

20 октября 2020 г. 12:30

Необходимо устранить возможности воспрепятствования адвокатам в осуществлении их профессиональной деятельности


Институт права и публичной политики* (далее – Институт) обнародовал объемный доклад «Тернистый путь становления российской адвокатуры: защита профессиональных прав адвокатов». В этом документе представлены итоги опроса о нарушениях профессиональных прав адвокатов, который проводился совместно с ФПА РФ. По результатам анализа данного исследования предложены рекомендации, призванные обеспечить соблюдение прав адвокатов как на законодательном уровне, так и с помощью методики противодействия нарушениям их прав. Директор Института Ольга Сидорович выделила, в частности, содержащиеся в докладе предложения ввести уголовную ответственность за вмешательство в деятельность адвокатов, восстановить судебный порядок получения предварительного разрешения на возбуждение уголовного дела в отношении адвоката, предусмотреть обязательную проверку доказательств защиты, указывающих на опровержение выдвинутого подозрения или обвинения. Вице-президент ФПА РФ Генри Резник выразил надежду, что доклад будет способствовать разрешению проблем, с которыми сталкиваются адвокаты в своей профессиональной деятельности.

Исследование Института права и публичной политики* содержит краткое изложение Международно-правовых стандартов адвокатской деятельности, довольно подробный раздел, посвященный истории развития адвокатуры в России, информацию о нарушениях профессиональных прав адвокатов в системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), оперативно-розыскными и следственными органами, судами и органами адвокатского сообщества. Также приводятся результаты опроса адвокатов и рекомендации по итогам исследования. При обсуждении итогов опроса и подготовке этих рекомендаций учитывались мнения участников встречи – специалистов Института, в том числе директора Института Ольги Сидорович, с экспертами: заместителем председателя Конституционного Суда РФ в отставке Тамарой Морщаковой, вице-президентами ФПА РФ Светланой Володиной и Генри Резником, вице-президентом АП г. Москвы Вадимом Клювгантом, председателем Комиссии по защите прав адвокатов АП г. Санкт-Петербурга Сергеем Краузе, адвокатами Владимиром Васиным, Рамилем Ахметгалиевым, доцентом факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анитой Соболевой.

Партнером данного исследования выступила Федеральная палата адвокатов РФ.

Параметры опроса

В рамках доклада эксперты предприняли попытку обобщить информацию о нарушениях профессиональных прав российских адвокатов, содержащуюся в материалах международных организаций, российских и зарубежных некоммерческих организаций, в практике Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ.

В апреле 2020 г. среди адвокатов был проведен опрос, позволяющий получить сведения о распространенности нарушений и эффективности существующих средств правовой защиты профессиональных прав адвокатов. В нем приняли участие 284 адвоката из 68 субъектов РФ. В основном это опытные адвокаты – практически равное число респондентов имеют стаж от 5 до 15 лет (35%) и от 15 до 25 лет (31%). Число респондентов со стажем более 25 лет составило 8%. В то же время доля молодых адвокатов среди респондентов также достаточно существенная – 21% со стажем от 1 года до 5 лет. Доля адвокатов со стажем менее 1 года составила 5%.

Следует отметить, что практически половина из опрошенных (49%) имеют специализацию в сфере уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях, при этом 37% не имеют специализации. Доля лиц, специализирующихся в сфере гражданского и административного судопроизводства, составила 14%.

Результаты опроса показали, что в своей профессиональной деятельности адвокаты в той или иной мере сталкивались со всеми названными нарушениями. Участники опроса указали ряд нарушений, ранее не известных авторам доклада. Наиболее распространенными являются нарушения профессиональных прав адвокатов со стороны правоохранительных органов и суда, поскольку они затрагивают адвокатов, практикующих не только по уголовным, но и по гражданским делам. Также была подтверждена неэффективность имеющихся средств правовой защиты прав адвокатов, поскольку на обращения соответствующими органами давались в основном формальные отписки или нарушения прав не признавались.

Уроки истории

Изложение истории адвокатуры позволяет авторам доклада сделать вывод, что «уже к XIX веку по всему миру, независимо от политического режима или правовой системы, которые сложились в государстве, окончательно оформилась потребность в существовании профессионального сословия юридических консультантов и судебных представителей, и начала формироваться адвокатская профессия». Впоследствии появились международные стандарты юридической профессии, отражающие обязательства государств и по отношению к независимой юридической профессии.

Международное право недвусмысленно требует защиты юристов во всех государствах. В частности, они «не вправе каким-либо образом вмешиваться в деятельность адвоката, а кроме того, должны обеспечивать адвокатам защиту в случае возникновения угрозы их безопасности, признавать право адвоката отстаивать интересы клиента в любом суде». А правительства всех стран «должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей».

При этом государства должны предоставлять юристам иммунитет от уголовной и гражданской ответственности в случае, если они добросовестно исполняют свои обязанности; защищать от обыска и выемки офис адвоката, документы и иную информацию; запрещать получение от адвоката информации, составляющей адвокатскую тайну; соблюдать иммунитет адвокатов и т.п.

Виды нарушений

Тем не менее, констатируют авторы доклада, в нашей стране отмечаются систематические нарушения профессиональных прав адвокатов в системе ФСИН, в том числе такие, как: требование предоставить разрешение следователя/суда или другой документ для допуска к подзащитному; отказ в свидании; длительное ожидание свидания; препятствия в работе с техникой; прослушивание разговоров и др.

Оперативно-розыскные и следственные органы допускают следующие нарушения: допрос адвоката с целью получить информацию, составляющую адвокатскую тайну; допрос адвоката в качестве свидетеля с целью не допустить его дальнейшего участия в деле; проведение обыска в помещениях адвокатских образований; проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвокатов; применение к адвокатам физического насилия с целью не допустить их участия в следственных действиях и др.

Среди нарушений, допускаемых судом, выделяются: удаление из зала суда активных адвокатов под предлогом нарушения распорядка судебного заседания; применение к адвокатам физического насилия со стороны судебных приставов при выводе адвокатов из зала судебного заседания и здания суда.

Наконец, органы адвокатского сообщества, как показывают приведенные в докладе результаты опроса, допускают привлечение адвокатов к дисциплинарной ответственности вплоть до лишения статуса в результате внутренних конфликтов в региональных адвокатских палатах.

Все вышеуказанные нарушения в докладе соотнесены с международными стандартами, практикой ЕСПЧ, докладами международных органов и иностранных неправительственных организаций, практикой Конституционного и Верховного Судов РФ, докладами российских неправительственных организаций и информацией ФПА РФ.

Так, в утвержденном IX Всероссийским съездом адвокатов отчете Совета ФПА РФ о деятельности за период с апреля 2017 г. по апрель 2019 г. указывается, что в рассматриваемый период в адвокатских палатах было зарегистрировано 1281 нарушение профессиональных прав адвокатов. При этом сравнительная динамика их совершения по годам свидетельствует о наметившейся положительной тенденции к сокращению. Если в 2017 г. учтено 692 нарушения, то в 2018 г. – 589, что на 103 нарушения, или 14,9%, меньше. Одновременно с этим число адвокатских палат, в которых профессиональные права адвокатов не нарушались, возросло с 26 в 2017 г. до 40 – в 2018 г. Увеличилось и количество посягательств на адвокатскую тайну, незаконных вызовов адвокатов на допрос и незаконных обысков в их жилых (служебных) помещениях.

Итоги опроса

Результаты проведенного опроса, представленные в докладе, показали следующее: 34,7% респондентов сталкивались с нарушениями со стороны сотрудников ФСИН, 30,9% – со стороны суда, 9,4% – с насилием со стороны следственных и правоохранительных органов. Нарушения допускали также сотрудники государственных и муниципальных органов (об этом заявили 33% опрошенных) – в первую очередь это игнорирование адвокатских запросов (с таким нарушением сталкивались 29,2% респондентов) или отказ в принятии ходатайств и жалоб и их рассмотрении в установленные законом сроки органами прокуратуры, Следственного комитета, МВД (13,5%).

С нарушениями со стороны адвокатских палат, согласно приведенным в докладе результатам опроса, сталкивались лишь 5,2% респондентов, а с нарушениями со стороны адвокатских образований – 3,1%.

Подводя итоги исследования, его авторы делают вывод о том, что «правоохранительные органы имеют в своих руках достаточно широкий спектр средств воспрепятствования адвокатам в осуществлении их профессиональной деятельности. Указанные нарушения профессиональных прав адвокатов являются наиболее массовыми. Практически все принявшие участие в опросе адвокаты (даже имеющие чисто гражданско-правовую специализацию и вне зависимости от их стажа работы) в той или иной мере сталкивались с такими нарушениями своих профессиональных прав со стороны сотрудников правоохранительных органов».

Нарушения профессиональных прав адвокатов, осуществляемые со стороны суда, распространены достаточно широко.

Очевидно, что новые полномочия по сбору доказательств, предоставленные адвокатам новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее – УПК РФ) 2002 г., не являются эффективными, так как суды зачастую не принимают ни полученные адвокатами заключения специалиста (9,8% нарушений), ни результаты проведенных адвокатами опросов лиц с их согласия (8,1% нарушений). Не является достаточно действенным и такое средство сбора доказательств, как истребование документов при помощи адвокатского запроса – 7,9% адвокатов, чьи профессиональные права были нарушены судами, столкнулись с отказом в приобщении ответов на адвокатские запросы к материалам дела.

Наиболее частыми способами воспрепятствования профессиональной деятельности адвоката, среди тех, которые применяются сотрудниками ФСИН, являются незаконное воспрепятствование допуску адвоката к подзащитному, незаконный личный досмотр и досмотр вещей и (или) документов адвоката как до, так и после встречи с подзащитным. Кроме того, достаточно много случаев нарушения конфиденциальности общения адвоката с подзащитным. Несмотря на законодательное закрепление гарантий допуска адвоката к защите подозреваемого, обвиняемого с самой ранней стадии процесса, а также права этих лиц иметь с защитником свидание наедине и конфиденциально без ограничения количества и времени бесед, большинство респондентов, принявших участие в анкетировании, указали, что доступ адвоката к доверителю на практике не обеспечивается. Эти утверждения касаются прежде всего доступа к лицам, лишенным свободы

Нарушение профессиональных прав адвокатов адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями случается достаточно редко, однако в тех случаях, когда это происходит, наиболее распространенным видом нарушений со стороны адвокатских палат становится отказ в даче разъяснения советом адвокатской палаты субъекта РФ, а со стороны адвокатских образований – отказ в регистрации соглашения.

По итогам проведенного анкетирования эксперты делают вывод о том, что правоохранительные органы, прежде всего следствие и прокуратура, превратно толкуют нормы закона, позволяя безнаказанно вмешиваться в деятельность адвокатов. Адвокатам приходится бороться еще и с субъективным фактором нежелания правоохранительных и судебных органов рассматривать жалобы адвокатов, так как эти жалобы чаще всего направлены на их коллег.

Рекомендации

По результатам исследования эксперты Института выработали следующие рекомендации.

– Ввести уголовную ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в адвокатскую деятельность в целях воспрепятствования осуществлению профессиональных полномочий адвоката.

– Восстановить судебный порядок получения предварительного судебного разрешения на возбуждение уголовного дела в отношении адвоката, а также предусмотреть обязательное участие в судебном заседании уполномоченного представителя адвокатской палаты субъекта.

– Предусмотреть в Уголовно-процессуальном кодексе РФ обязательную проверку доказательств защиты, указывающих на опровержение выдвинутого подозрения или обвинения.

– Ввести в ст. 15 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» изменение, предусматривающее, что удостоверение адвоката предоставляет ему право беспрепятственного доступа во все организации и учреждения в связи с осуществлением профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной помощи.

– Дополнить ст. 75 УПК РФ указанием на то, что показания подозреваемого/обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием защитника, назначенного с нарушением установленного ФПА РФ и адвокатской палатой субъекта РФ порядка, являются недопустимыми доказательствами.

– Расширить компетенцию суда с участием присяжных заседателей, а также возможности привлечения специалиста стороной защиты.

– Установить сокращенные сроки рассмотрения и направления ответов на адвокатские запросы и усилить административное наказание за их неисполнение.

– Выработать единую методику и алгоритм действий адвоката при наступлении факта нарушений прав и законных интересов адвоката.

– Запретить прокуратуре направлять уголовные дела в суд, если в них отсутствует постановление об оплате труда адвоката.

Предлагается также проводить обучение адвокатов и семинары для руководителей адвокатских образований, направленные на разъяснение существующих возможностей защиты профессиональных прав, и регулярно опрашивать адвокатов, доводя итоги анкетирования до сведения государственных органов.

Комментарии

Вице-президент ФПА РФ Генри Резник по достоинству оценил доклад Института, отметив, что его задача – показать во всей полноте и преломлениях те вопросы, которые сохраняют свою перманентную актуальность.

«Опрос, проведенный в рамках исследования, вскрывает разные представления о возможных разрешениях целого ряда вопросов – включая полярные мнения. Я вижу в этом ценность, поскольку представлена целая палитра взглядов на этот счет, в противном случае мы рискуем упустить значимое.

Воедино собрана практически вся информация, которая относится к нарушениям профессиональных прав адвокатов. Перед нами – качественно проработанный документ, который будет полезен для «панорамного» осмысления картины. Исследователи обобщили отечественный и зарубежный опыт и обозначили те вопросы, которые не могут быть разрешены в короткий срок, те проблемы, над которыми еще нужно работать», – подчеркнул Генри Резник.

Он выразил надежду, что доклад будет способствовать разрешению проблем, с которыми сталкиваются адвокаты в своей профессиональной деятельности.

Появление доклада по просьбе пресс-службы ФПА РФ прокомментировала директор Института права и публичной политики* Ольга Сидорович. Она отметила, что «адвокат – важнейший участник любого судебного разбирательства, поскольку даже на уровне мирового суда обычному человеку непросто вести диалог с судьей один на один, чтобы не запутаться или чтобы на пустом месте не возникли проблемы. Профессиональные права адвоката должны быть гарантированно защищены, чтобы он мог квалифицированно защитить других».

«Однако мы видим по проведенному опрос, – продолжила Ольга Сидорович, – что деятельность адвоката зачастую находится под давлением как действующих законов, так и практик правоохранительных органов. Это нередко снижает эффективность оказываемой адвокатами юридической помощи и, следовательно, ослабляет систему защиты прав человека.

Она высказала пожелание, чтобы сформулированные в докладе идеи помогли адвокатам взглянуть на общие проблемы (в частности, исполнение решений Конституционного Суда, касающихся защиты прав адвокатов) и содействовали консолидации адвокатского сообщества, направляя усилия на укрепление института адвокатуры за счет профессионального обучения и обеспечение максимальной информационной открытости.


* Включен в июле 2021 г. Министерством юстиции РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Константин Катанян

Поделиться