Лента новостей

23 августа 2019 г.
Воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката
Ярославский адвокат сообщил о попытке местных правоохранителей оказать давление на него
23 августа 2019 г.
Система БЮП изменится
Министерство юстиции РФ подготовило ряд предложений по развитию системы оказания бесплатной юридической помощи
22 августа 2019 г.
Свободная дискуссия
На сайте ФПА РФ опубликована первая часть фильма о конференции «Профессиональные права адвокатов: нарушения и защита»

Мнения

Татьяна Бутовченко
23 августа 2019 г.
Последствия «фейковой» юридической помощи
О недопустимости поиска дополнительной личной выгоды в системе субсидируемой юридической помощи

Интервью

О «Доме адвоката» и главных задачах липецкой адвокатуры
20 августа 2019 г.
Валентина Артёмова
О «Доме адвоката» и главных задачах липецкой адвокатуры
Интервью у Валентины Артёмовой берет корреспондент Департамента информационного обеспечения ФПА РФ Анна Стороженко

Единый комплексный законопроект по вопросам защиты по назначению

20 сентября 2018 г. 19:24

Минюст объединил поправки о взыскании издержек с осужденных с поправками о распределении дел по назначению


19 сентября Минюст России уведомил о начале разработки законопроекта, которым предлагается внести изменения в ряд статей УК и УПК РФ. Отмечается, что поправки направлены на повышение гарантий реализации предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков указал, что «объединенный» законопроект – попытка комплексного решения проблемы повышения ставок оплаты защиты по назначению.

Так, проектом закона предлагается внести изменения в статьи УК РФ, касающиеся условного осуждения, его отмены или продления испытательного срока, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замену неотбытой части более мягким видом наказания. Предусматривается закрепление возмещения осужденным процессуальных издержек по уголовному делу, в том числе сумм, выплаченных адвокату по назначению.

Кроме того, в УПК РФ предусматривается внесение изменений, направленных на закрепление обязанности суда взыскивать процессуальные издержки, связанные с производством по уголовному делу, в том числе на оплату адвокатов по назначению.

Также изменениями предлагается дополнить ст. 50 УПК РФ новой частью, согласно которой назначение защитника в случае, если адвокат подозреваемого, обвиняемого не явился или его явка невозможна, осуществляется путем использования автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.

Указывается, что в целях создания гарантий соблюдения установленного порядка назначения адвокатов предлагается также внести изменения в ст. 75 «Недопустимые доказательства» УПК РФ, согласно которым показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием защитника, назначенного с нарушением требований, установленных ст. 50 УПК РФ, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, являются недопустимыми доказательствами.

Стоит отметить, что в апреле Минюст уже проводил общественное обсуждение законопроекта, которым предлагалось внести аналогичные поправки в ст. 50 и 75 УПК РФ, которые копируют вновь внесенные положения, о чем сообщалось ранее.

Тогда авторы поправок указывали, что согласно данным ФПА РФ, к настоящему времени в 7 субъектах Российской Федерации введены и успешно используются специализированные компьютерные программы для распределения поручений, в 9 – распределение осуществляется сотрудниками Центров. Кроме того, с 1 июля 2018 г. использование специализированной компьютерной программы будет внедрено в качестве единственного способа распределения поручений на защиту по назначению между адвокатами в г. Москве. Для распространения этой положительной практики на всю территорию страны и придания ей обязательности и предлагается дополнить ст. 50 УПК, а изменения в ст. 75 УПК призваны обеспечить гарантии соблюдения указанного требования.

В связи с чем было принято решение объединить уже прошедший обсуждение и антикоррупционную экспертизу проект с другим не объясняется. В пресс-службе Минюста обещали дать комментарий «АГ» по этому поводу позднее.

Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков считает, что «объединенный» законопроект – попытка комплексного решения проблемы повышения ставок оплаты защиты по назначению.

«При обсуждении в Правительстве РФ вопроса повышения ставок оплаты защиты по назначению в качестве одного из средств снижения бюджетной нагрузки рассматривался вопрос возвратности в бюджет денежных средств, выплаченных защитнику с применением механизма ст. 132 УПК РФ – взыскание их с осужденного. В этой связи ранее сформулированные законопроектные нормы об автоматизированном распределении дел по назначению и недопустимости показаний обвиняемого в случае нарушения этого порядка были дополнены законодательными предложениями об обязательности учета этих затрат в обвинительном заключении и обсуждении этого вопроса при вынесении приговора, а также стимулировании оплаты судебных издержек при условном осуждении, условно-досрочном освобождении от наказания, замене наказания более мягким и т.п.», – пояснил Андрей Сучков.

Он выразил надежду, что подобное комплексное решение вопроса об организации защиты по назначению и возврату в бюджет выплаченных защитнику денежных средств станет фактором, способствующим принятию положительного решения об увеличении ставок оплаты труда адвоката по назначению дознавателя, следователя или суда.

Андрей Сучков считает, что решение о формировании единого комплексного законопроекта по вопросам защиты по назначению – правильное решение, и это лучше, чем дополнять уже обсужденный текст превосходящим по объему и значимости содержанием. «Надеюсь, что такой подход ускорит прохождение законопроекта, в том числе и в той его части, которая касается внедрения автоматизированного распределения требований о назначении защитника и недопустимости нарушения этого порядка, поскольку в целом законопроект увязан с бюджетным процессом (повышение ставок), который имеет строгие календарные рамки», – указал исполнительный вице-президент ФПА РФ.

«Основная проблема в дискуссиях повышения ставок защиты по назначению – доводы Минфина РФ об отсутствии на это бюджетных средств. Конечно, можно было бы вести дискуссию в контексте, что это обязанность государства оплачивать защиту по назначению в достойном размере. Но если деньги на эту статью расходов в бюджете не выделили, то эти разговоры так и останутся разговорами, в деньги они не превратятся. Развитие механизма возвратности в бюджет денежных средств, выплаченных защитнику по назначению, является одним из ключевых в решении проблемы повышения ставок вознаграждения адвокату, участвующему в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда», – отметил Андрей Сучков.


Поделиться